На вебинаре «Соглашения в бизнесе через призму антимонопольных норм – грань между разумным и допустимым» Татьяна Игнатовская, эксперт в сфере антимонопольного права, поделилась тонкостями вопроса.
1. Антимонопольные риски часто находятся в серой зоне внимания бизнеса, и компании узнают о них лишь во время проверок. У нас до сих пор не сформирована культура проконкурентного поведения, при этом нарушения могут повлечь оборотные штрафы.
Что делать? Антимонопольных норм не так много. Юрист компании должен в них как минимум ориентироваться и уметь «чувствовать» эти риски, «сканируя» деятельность организации на их наличие. Ранее в нашем телеграм-канале мы публиковали чек-лист признаков антимонопольных рисков.
2. Соглашения и договоренности между конкурентами (ими в ряде случаев, несмотря на вертикальный характер отношений, могут быть признаны даже продавец и его дилер), – зона внимания контролирующих органов, в том числе в части:
- установления цен перепродажи, контроля за ценами;
- раздела рынков – товаров, потребителей, географии деятельности;
- запрета на продажи товаров конкурентов;
- навязывания условий.
Соглашения – любые договоренности (письменные, устные, электронные, переписка в мессенджерах, телефонные разговоры), даже сам факт «неформального» общения с конкурентами за ужином в ресторане может сыграть против вас, если вы договорились о чем-то неконкурентном. Нормы можно нарушить даже без соглашения. Речь идет о согласованных действиях – синхронных действиях конкурентов в отсутствие соглашения.
Что делать? Профилактика – лучшее лечение.
Предупредить нарушения поможет гигиена бизнес-коммуникаций, знание своей рыночной доли, товарного рынка, а также разработка и внедрение антимонопольного комплаенса, включающего:
- разработку надлежащих коммерческих практик;
- выработку бизнес-процессов и правил переговоров, заключения и исполнения договоров;
- обучение персонала;
- периодическую проверку бизнес-процессов и знаний сотрудников.
Для большего погружения в тему приглашаем в блог на сайте SP&P.