SP&P SP&P SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
Июн 18
Проект Закона о валютном регулировании

Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля»

  • 18.06.2020
  • Экспертное мнение

Автор статьи:
Ольга Ленкевич

21 мая 2020 года во втором чтении был принят Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля».

Большинство изменений касается поэтапной отмены ограничений при совершении валютных операций.

Среди которых:

  • расширение перечня дозволенных случаев использования иностранной валюты между участниками валютных отношений;
  • ограничение требования о регист­рации валютных договоров перечнем конкретных валютных операций и в случае превышения предельных значений, которые будет устанавливать Национальный банк;
  • отмена директивного установления сроков возврата валютной выручки и предоставить субъектам хозяйствования право самим определять сроки возврата исходя из договорных отношений с контрагентами;
  • отмена ограничения на открытие резидентами счетов в иностранных банках;
  • вводится мониторинг для обеспечения эффективного контроля за потоками иностранной валюты и свое­временного выявления рисков воз­никновения дисбалансов, оказывающих влияние на состояние внутреннего валютного рынка.
  1. Ограниченный перечень разрешенных операций с валютой останется прерогативой физических лиц. Так, например, частью 4 статьи 12  физическим лицам – резидентам РБ разрешены операции в иностранной валюте, проводимые в безналичной форме в пользу близких родственников, дарение (пожертвование) валютных ценностей, предоставление займов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осущест­влением предпринимательской деятельности, возврат этих займов и процентов за пользование ими; передача валютных ценностей на хранение и их возврат; наследование валютных ценностей; коллекционирование иностранной валюты в виде монет и единичных купюр.

Что же касается валютных операций в иностранной валюте с участием нерезидентов в безналичной форме, то они будут проводиться без ограничений (ч.1 ст. 14).

  1. Необходимо сказать, что отменяется деление валютных операций на текущие и операции, связанные с движением капитала. Теперь разграничением будет проводиться по субъектному составу (резидент/нерезидент) и используемой валюте (рубли/иностранная валюта).

К тому же, было исключено положение о том, что резидентам, осуществляющим операции, связанные с движением капитала, необходимо было получить разрешение Национального банка, например:

  • приобретения акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;
  • приобретения у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;
  • приобретения в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;
  • и др.

Вместо разрешительного порядка Национальным банком будет использоваться система мониторинга.

  1. Также имеется ряд изменений относительно порядка осуществления внешне­торговых операций. Так, при импорте и экспорте разрешается использовать сроки возврата (репатриации) выручки согласно условиям договора.

Прежде данные сроки определялись императивно нормативными правовыми актами. Сейчас срок репатриации определяется юридическим лицом – резидентом исходя из условий и фактических сроков исполнения обязательств сторонами по валютному договору, предусматривающему экспорт, импорт. Порядок определения такого срока устанавливается Национальным банком.

Согласно ч. 2 ст. 19 Закона при экспорте, импорте юридические лица – резиденты вправе, если иное не установлено налоговым законодательством, не зачислять на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, белорусские рубли и (или) иностранную валюту. То есть теперь юридические лица могут уменьшить выручку, подлежащую репатриации, на сумму:

  • направленные на уплату налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджет согласно законодательству иностранного государства;
  • направленные на оплату расходов юридического лица – резидента, связанных с содержанием его филиала и (или) представительства, находящихся за пределами Республики Беларусь;
  • удержанные, уплаченные в виде вознаграждения по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга), а также дисконта по векселю;
  • в случае прекращения обязательства юридического лица – нерезидента на основании соглашения о прекращении обязательства новацией, о предоставлении взамен исполнения обязательства отступного;
  • в случае проведения зачета встречных однородных требований, вытекающих из одного или нескольких валютных договоров;
  • и др.

Срок репатриации увеличивается на период рассмотрения банком Республики Беларусь, иностранным банком требования о платеже по банковской гарантии, проведения медиации и исполнения медиативного соглашения, рассмотрения обращения юридического лица – резидента страховщиком, судебными или арбитражными органами, исполнительного производства, производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении нерезидента, а также на период урегулирования спора в досудебном (претензионном) порядке.

  1. Законопроект дает право резидентам (как физическим, так и юридическим лицам):
  • открывать счета в иностранных банках;
  • переводить на такие счета валюту со своих счетов, открытых в белорусских банках;
  • получать на такие счета валюту без всяких ограничений
  • и др.

Что же касается нерезидентов, то они:

  • вправе без ограничений открывать счета в белорусских рублях и (или) иностранной валюте в банках Республики Беларусь;
  • вправе без ограничений переводить белорусские рубли и (или) иностранную валюту со своих счетов, открытых в иностранных банках, на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь;
  • вправе без ограничений переводить белорусские рубли и (или) иностранную валюту со своих счетов, открытых в банках Республики Беларусь, на свои счета, открытые в иностранных банках, или другие свои счета, открытые в банках Республики Беларусь.
  1. В виде основного механизма валютного контроля предлагается использовать мониторинг валютных операций – систему сбора, регистрации, анализа и оценки информации о валютно-обменных операциях, проводимых на внутреннем валютном рынке по зарегистрированным валютным договорам. Планируется, что эта функция будет возложена на Национальный банк, а банки и органы государственного управления должны будут предоставить этому ведомству всю необходимую информацию.

Предлагаемая система мониторинга валютных операций строится на регистрации валютных договоров, однако не всех, а только тех, которые имеют отношение к определенным валютным операциям, или тех, где сумма договора превышает установленный предел. Итоговый перечень оснований для отнесения валютного договора к категории подлежащих регистрации будет определять Национальный банк.

  1. Однако есть и ряд положений, которые могут ввести ограничения на валютные операции. В частности, статья 7 Закона предусматривает введение валютных ограничений на проведение резидентами и нерезидентами валютных операций на срок не более одного года в случае возникновения угрозы экономической безопасности Республики Беларусь и стабильности ее финансовой системы. К случаям такой угрозы проект относит:
  • возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер, направленных на ослабление или отмену валютных ограничений, может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации, а также нанести ущерб интересам безопасности Республики Беларусь и препятствовать поддержанию общест­венного порядка;
  • негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов Республики Беларусь ниже допустимого уровня;
  • и др.

Текст проекта закона

← Назад

Свежие публикации

  • Об оценке степени риска наступления банкротства
  • Снижаем налоговые риски. Топ-5 правил
  • Азбука корпоративного управления. Белорусская модель
  • Нюансы госзакупок и не только. За что МАРТ может наказать участника?
  • Азбука корпоративного управления. Внедрение корпоративного управления
  • Указ «О кибербезопасности» вступает в силу 18 августа
  • О предоставлении информации о документах иностранного государства
  • Азбука корпоративного управления. Барьеры при внедрении

Рубрики

  • Мероприятия
  • Новости компании
  • Персональные данные
  • Экспертное мнение
ООО «Степановский, Папакуль и партнёры.
Юридические услуги»
УНП: 193588385
  • Ограничение ответственности
  • Политика конфиденциальности
  • Политика конфиденциальности уполномоченного лица
Скачать презентацию о компании
Подписаться на новости
Минск | Республика Беларусь
ул. Куйбышева 16 (вход с ул. Киселева 21) | 220029
Тел.: +375 (17) 269 55 00
Факс: +375 (17) 204 86 72
Моб.: +375 (29) 340 44 83 | +375 (33) 300 44 83
E-mail: info@spplaw.by
© 2011 - 2023. Все права защищены. All rights reserved.