Автор статьи:
Ольга Ленкевич
21 мая 2020 года во втором чтении был принят Проект Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля».
Большинство изменений касается поэтапной отмены ограничений при совершении валютных операций.
Среди которых:
- расширение перечня дозволенных случаев использования иностранной валюты между участниками валютных отношений;
- ограничение требования о регистрации валютных договоров перечнем конкретных валютных операций и в случае превышения предельных значений, которые будет устанавливать Национальный банк;
- отмена директивного установления сроков возврата валютной выручки и предоставить субъектам хозяйствования право самим определять сроки возврата исходя из договорных отношений с контрагентами;
- отмена ограничения на открытие резидентами счетов в иностранных банках;
- вводится мониторинг для обеспечения эффективного контроля за потоками иностранной валюты и своевременного выявления рисков возникновения дисбалансов, оказывающих влияние на состояние внутреннего валютного рынка.
- Ограниченный перечень разрешенных операций с валютой останется прерогативой физических лиц. Так, например, частью 4 статьи 12 физическим лицам – резидентам РБ разрешены операции в иностранной валюте, проводимые в безналичной форме в пользу близких родственников, дарение (пожертвование) валютных ценностей, предоставление займов для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, возврат этих займов и процентов за пользование ими; передача валютных ценностей на хранение и их возврат; наследование валютных ценностей; коллекционирование иностранной валюты в виде монет и единичных купюр.
Что же касается валютных операций в иностранной валюте с участием нерезидентов в безналичной форме, то они будут проводиться без ограничений (ч.1 ст. 14).
- Необходимо сказать, что отменяется деление валютных операций на текущие и операции, связанные с движением капитала. Теперь разграничением будет проводиться по субъектному составу (резидент/нерезидент) и используемой валюте (рубли/иностранная валюта).
К тому же, было исключено положение о том, что резидентам, осуществляющим операции, связанные с движением капитала, необходимо было получить разрешение Национального банка, например:
- приобретения акций при их распределении среди учредителей, а также доли в уставном фонде или пая в имуществе нерезидента;
- приобретения у нерезидента ценных бумаг, выпущенных нерезидентами, за исключением приобретения акций при их распределении среди учредителей;
- приобретения в собственность имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь и относимого по законодательству Республики Беларусь к недвижимому имуществу;
- и др.
Вместо разрешительного порядка Национальным банком будет использоваться система мониторинга.
- Также имеется ряд изменений относительно порядка осуществления внешнеторговых операций. Так, при импорте и экспорте разрешается использовать сроки возврата (репатриации) выручки согласно условиям договора.
Прежде данные сроки определялись императивно нормативными правовыми актами. Сейчас срок репатриации определяется юридическим лицом – резидентом исходя из условий и фактических сроков исполнения обязательств сторонами по валютному договору, предусматривающему экспорт, импорт. Порядок определения такого срока устанавливается Национальным банком.
Согласно ч. 2 ст. 19 Закона при экспорте, импорте юридические лица – резиденты вправе, если иное не установлено налоговым законодательством, не зачислять на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь, белорусские рубли и (или) иностранную валюту. То есть теперь юридические лица могут уменьшить выручку, подлежащую репатриации, на сумму:
- направленные на уплату налогов, сборов, иных обязательных платежей в бюджет согласно законодательству иностранного государства;
- направленные на оплату расходов юридического лица – резидента, связанных с содержанием его филиала и (или) представительства, находящихся за пределами Республики Беларусь;
- удержанные, уплаченные в виде вознаграждения по договору финансирования под уступку денежного требования (договору факторинга), а также дисконта по векселю;
- в случае прекращения обязательства юридического лица – нерезидента на основании соглашения о прекращении обязательства новацией, о предоставлении взамен исполнения обязательства отступного;
- в случае проведения зачета встречных однородных требований, вытекающих из одного или нескольких валютных договоров;
- и др.
Срок репатриации увеличивается на период рассмотрения банком Республики Беларусь, иностранным банком требования о платеже по банковской гарантии, проведения медиации и исполнения медиативного соглашения, рассмотрения обращения юридического лица – резидента страховщиком, судебными или арбитражными органами, исполнительного производства, производства по делу об экономической несостоятельности (банкротстве) в отношении нерезидента, а также на период урегулирования спора в досудебном (претензионном) порядке.
- Законопроект дает право резидентам (как физическим, так и юридическим лицам):
- открывать счета в иностранных банках;
- переводить на такие счета валюту со своих счетов, открытых в белорусских банках;
- получать на такие счета валюту без всяких ограничений
- и др.
Что же касается нерезидентов, то они:
- вправе без ограничений открывать счета в белорусских рублях и (или) иностранной валюте в банках Республики Беларусь;
- вправе без ограничений переводить белорусские рубли и (или) иностранную валюту со своих счетов, открытых в иностранных банках, на свои счета, открытые в банках Республики Беларусь;
- вправе без ограничений переводить белорусские рубли и (или) иностранную валюту со своих счетов, открытых в банках Республики Беларусь, на свои счета, открытые в иностранных банках, или другие свои счета, открытые в банках Республики Беларусь.
- В виде основного механизма валютного контроля предлагается использовать мониторинг валютных операций – систему сбора, регистрации, анализа и оценки информации о валютно-обменных операциях, проводимых на внутреннем валютном рынке по зарегистрированным валютным договорам. Планируется, что эта функция будет возложена на Национальный банк, а банки и органы государственного управления должны будут предоставить этому ведомству всю необходимую информацию.
Предлагаемая система мониторинга валютных операций строится на регистрации валютных договоров, однако не всех, а только тех, которые имеют отношение к определенным валютным операциям, или тех, где сумма договора превышает установленный предел. Итоговый перечень оснований для отнесения валютного договора к категории подлежащих регистрации будет определять Национальный банк.
- Однако есть и ряд положений, которые могут ввести ограничения на валютные операции. В частности, статья 7 Закона предусматривает введение валютных ограничений на проведение резидентами и нерезидентами валютных операций на срок не более одного года в случае возникновения угрозы экономической безопасности Республики Беларусь и стабильности ее финансовой системы. К случаям такой угрозы проект относит:
- возникновение обстоятельств, при которых осуществление мер, направленных на ослабление или отмену валютных ограничений, может повлечь ухудшение экономической и финансовой ситуации, а также нанести ущерб интересам безопасности Республики Беларусь и препятствовать поддержанию общественного порядка;
- негативное развитие ситуации в платежном балансе, следствием которого может стать снижение золотовалютных резервов Республики Беларусь ниже допустимого уровня;
- и др.