SP&P SP&P SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Арбитражный Суд
    • Корпоративное управление
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Арбитражный Суд
    • Корпоративное управление
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
Май 18
Закон о персональных данных сайт-min

О защите персональных данных

  • 18.05.2021
  • Экспертное мнение

Авторы:
Илья Протасеня, помощник адвоката
Елена Шелег, помощник адвоката

14 мая 2021 в Беларуси был официально опубликован Закон «О защите персональных данных». Это значит, что с 15 ноября 2021 года в Республике Беларусь вступит в силу новое регулирование в области персональных данных, а с августа текущего года – начнет свою работу новый уполномоченный регулятор в этой сфере.

10 тезисов о ключевых нововведениях

1. Новое определение персональных данных

Теперь под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к идентифицированному физическому лицу или физическому лицу, которое может быть идентифицировано.

Остается открытым вопрос, будет ли относится к персональным данных информация с девайсов пользователя (например, IP-адрес, геолокация, файлы cookies и т.д.). Закон пока не дает прямого ответа на вопрос, а правоприменительная практика по этой категории дел еще не сформирована, поэтому будем следить за подходами и разъяснениями регулятора.

2. Целевой сбор персональных данных

Установлено, что обработка персональных данных должна ограничиваться достижением заранее заявленных конкретных целей.

Содержание и объем обрабатываемых персональных данных должны соответствовать заявленным целям их обработки.

При появлении новых целей необходимо получать новое согласие.

3. Данные смогут обрабатываться не только на основании согласия

Закон предусматривает согласие в качестве главного основания для обработки данных, однако есть и случаи, когда согласие не требуется, например:

  • в рамках трудовых отношений (наниматель-работник);
  • когда обработка данных является необходимым условием для выполнения обязанности (полномочия, процедуры), предусмотренной законодательством;
  • в отношении ранее распространённых персональных данных до момента заявления субъектом данных требования о прекращении обработки или их удалении.

4. Новый формат согласия на обработку персональных данных

Ранее и на текущий момент в Республике Беларусь согласие на обработку персональных данных должно было предоставляться только в письменной форме.

По новому Закону согласие может быть дано как в письменной форме, так в форме электронного документа или иного документа в электронной форме, в том числе путем проставления галочки. Вопрос наконец-то решен.

Кроме того, устанавливаются требования к согласию: оно должно быть свободным, однозначным, информированным и целевым.

5. Локализация персональных данных не обязательна

Как действующее законодательство, так и новый Закон не предусматривают необходимость хранения (локализации) персональных данных на территории Республики Беларусь.

6. Привлечение к обработке третьих лиц – только на основании договора

Оператор данных может привлекать третьи лица к обработке персональных данных только на основании договора.

Договор должен содержать необходимые существенные условия: цель, перечень действий по обработке, оговорка о конфиденциальности и меры защиты.

7. Трансграничная передача персональных данных

Для целей трансграничной передачи персональных данных Закон разделяет государства на обеспечивающие надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных и не обеспечивающие такового.

Передача персональных данных в «ненадлежащие» государства допускается только при соблюдении определенных условий. Например, выраженное согласие субъекта данных, который осведомлен о рисках отсутствия надлежащего уровня защиты данных в таком государстве.

Перечень иностранных государств, на территории которых обеспечивается надлежащий уровень защиты прав субъектов персональных данных, пока не сформирован и вскоре будет определен новым регулятором.

8. Права – субъектам данных

Закон наделяет субъектов данных важными правами, такими как право на забвение (отзыв согласия, требование об удалении данных или прекращении обработки), право на получение информации об обработке данных.

Реализовать указанные права можно исключительно в письменном виде или в виде электронного документа, подписанного с помощью электронной цифровой подписи.

9. Обязанности – операторам данных

Компании-операторы данных должны будут:

  • назначить лицо, ответственное за вопросы обработки персональных данных;
  • разработать внутренние политики в отношении персональных данных;
  • провести инструктаж работников и т.д.

10. Ответственность

Административная ответственность

В новой редакции КоАП появилась статья 23.7 «Нарушение законодательства о защите персональных данных».

Теперь административная ответственность в виде штрафа до 200 б.в. (около 2 000 EUR) может наступить за:

  1. умышленные незаконные сбор, обработку, хранение или предоставление персональных данных;
  2. нарушение прав физических лиц, связанных с обработкой персональных данных;
  3. умышленное незаконное распространение персональных данных;
  4. несоблюдение мер обеспечения защиты персональных данных.

Уголовная ответственность

Парламент Республики Беларусь работает над усилением уголовной ответственности за незаконное раскрытие персональных данных. В частности, предлагается ввести уголовную ответственность за умышленное незаконное предоставление информации о частной жизни и персональных данных другого лица без его согласия, повлекшее причинение существенного вреда правам, свободам и законным интересам гражданина, совершенное в том числе в отношении лица или его близких в связи с осуществлением им служебной деятельности или выполнением общественного долга.

Сейчас в ст. 179 УК Беларуси предусматривает ответственность только за незаконное предоставление сведений о частной жизни (личная или семейная тайна), не упоминая персональные данные.

В отличие от зарубежной практики, в Республике Беларусь акцент уголовной ответственности смещается на исключительно разглашающее физлицо.

← Назад

Рубрики

  • Антимонопольные новости
  • Арбитражный Суд
  • Корпоративное управление
  • Мероприятия
  • Новости компании
  • Персональные данные
  • Экспертное мнение

Свежие публикации

  • Вниманию плательщиков подоходного налога!
  • Стимулирующие выплаты: на что обратить внимание?
  • Антимонопольный комплаенс: что это и чем полезно
  • НК-2025. Упрощенная система налогообложения
  • НК-2025. Налог на сверхдоходы
  • НК-2025. Подоходный налог. Доходы в натуральной форме
  • НК-2025. Подоходный налог
  • НК-2025. Налог на доходы иностранных организаций. Подтверждение фактического владельца дохода
ООО «Степановский, Папакуль и партнёры.
Юридические услуги»
УНП: 193588385
Специальное разрешение (лицензия) №02240/2982
выдано Министерством юстиции РБ 14.09.2021
  • Ограничение ответственности
  • Политика конфиденциальности
  • Политика конфиденциальности уполномоченного лица
Скачать презентацию о компании
Юридический адрес:
Минск | Республика Беларусь
ул. Куйбышева 16 (вход с ул. Киселева 21) | 220029
Тел.: +375 (17) 269 55 00
Факс: +375 (17) 204 86 72
Моб.: +375 (29) 340 44 83 | +375 (33) 300 44 83
E-mail: info@spplaw.by
Платежные системы
Подписаться на новости
© 2011 - 2025. Все права защищены. All rights reserved.