Не последним по значению инструментом, позволяющим нанимателям повышать лояльность своих работников, является такой вид социальных благ, предоставляемых нанимателями своим работникам, как материальная помощь. Что это такое и как её парвильно распоряжаться — на эти и другие вопросы отвечает адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры», юридический консультант Премии HR-бренд Валентина Огаркова.
Целостного понятия «материальная помощь» в общепринятом смысле законодательство Республики Беларусь не дает.
В целом, ее можно охарактеризовать как сумму денежных средств, выплачиваемую нанимателем своему работнику для его финансовой поддержки и не требующую от работника возвращения этих денежных средств нанимателю в будущем.
В то же время следует учитывать, что законодательство позволяет нанимателям выплачивать материальную помощь не только работникам, но и их родственникам, бывшим работникам нанимателя или их родственникам.
Цели
В Законе Республики Беларусь «О социальном обслуживании» под материальной помощью понимается предоставление денежных средств, продуктов питания, санитарно-гигиенических изделий, средств ухода, одежды, обуви и других предметов первой необходимости, топлива. Законодатель сознательно уходит от упоминания целей, на которые может быть направлено предоставление материальной помощи, а оперирует только объективным критерием, определяющим, в чем может выражаться материальная помощь.
Так и наниматель в отношении своих работников вправе самостоятельно определять, в каких случаях, он будет выплачивать своим работникам материальную помощь.
Для поощрения работников за высокие результаты труда существует институт премирования. Для защиты работников от нестабильной экономической ситуации и постоянно возрастающего курса иностранной валюты существует возможность поставить их заработную плату в зависимость от курса любой иностранной валюты, несмотря на то, что существует прямой законодательный запрет на выплату заработной платы в валюте.
Институт же материальной помощи не предназначен для решения таких задач. Он дает нанимателю возможность оказать поддержку работнику или его близким вне зависимости от того, успешен или не успешен работник в труде, насколько стабильна его заработная плата и прочее.
Материальная помощь может быть оказана любому работнику по решению нанимателя, если оно соответствует локальным нормативным правовым актам нанимателя и не противоречит действующему законодательству Республики Беларусь.
Основания
Ниже перечислены наиболее распространенные поводы предоставления материальной помощи работникам, характеризуемые законодателем как обязательные. Выплата такой материальной помощи не обусловлена желанием нанимателя, а лишь наличием объективных обстоятельств, описанных в соответствующих законодательных актах.
Категории работников | Цель предоставления материальной помощи | Размер материальной помощи | Комментарии |
---|---|---|---|
все работники | оздоровление работника | в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором | наниматель выплачивает единовременную выплату на оздоровление при предоставлении трудового отпуска – в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, — при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части – при предоставлении одной из частей отпуска) |
работники, уволенные после прохождения срочной военной службы и принятые на прежнее место работы | окончание прохождения срочной военной службы работником | не менее одной минимальной заработной платы | |
молодые специалисты, получившие профессионально-техническое, среднее специальное или высшее образование и принятые на работу в соответствии с распределением | получение работником профессионально-технического, среднее специального или высшего образование | денежная помощь рассчитывается исходя из тарифной ставки по присвоенной квалификации (разряду, классу, категории) или соответствующего оклада (для молодого рабочего (служащего); в размере месячной стипендии, назначенной им в последнем перед выпуском семестре (полугодии) – для молодых специалистов. | |
военнослужащие | очередной отпуск работника | два оклада денежного содержания в год | |
работники бюджетных организаций | постоянная материальная поддержка работников | в размере пяти процентов планового фонда заработной платы штатных работников | |
государственные служащие | оздоровление работника | в размере двух расчетных должностных окладов | наниматель выплачивает единовременное пособие на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск |
непредвиденные материальные затруднения работника | размеры выплаты материальной помощи в связи с непредвиденными материальными затруднениями определяются согласно положениям, утвержденным руководителями соответствующих государственных органов | Наниматель ежегодно выплачивает материальную помощь в связи с непредвиденными материальными затруднениями |
Оформление
В соответствии с частью третьей статьи 7 Трудового кодекса Республики Беларусь, наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде. Соответственно, наниматель может выплачивать материальную помощь работникам не только в тех случаях, когда это напрямую предусмотрено законодательством Республики Беларусь, но и в иных случаях.
В частности, наниматель вправе определять порядок оказания материальной помощи в локальном нормативном правовом акте (коллективном договоре, положении об оплате труда, положении о порядке оказания материальной помощи, др.).
В определенных ситуациях, например, в микроорганизациях, достаточно издать приказ директора об оказании материальной помощи работнику.
На практике многие наниматели утверждают именно локальные нормативные правовые акты, а не издают каждый раз приказ об оказании материальной помощи, потому что это серьезно экономит их время, точнее – время руководителя, и позволяет работникам заранее знать, на какую финансовую поддержку нанимателя они могут рассчитывать.
Например, в некоторых крупных частных, в том числе с участием иностранного капитала, промышленных и производственных предприятиях предпочитают утверждать такие локальные нормативные правовые акты, чтобы снять с руководителя необходимость безотрывно находиться на предприятии, подписывать большой объем документов, в том числе «задним числом».
Получается, что в компании негласно согласован ряд оснований, по которым главный бухгалтер перечисляет различные суммы материальной помощи работникам, и, как правило, случаи, при которых необходимо выплачивать такую материальную помощь, наступают внезапно. Руководителя просто может не быть на месте, он может быть в командировке и прочее.
В таком случае главный бухгалтер вынужден ждать возвращения руководителя, либо принимать решение о выплате материальной помощи под свою ответственность, что, может быть, и оправдано, с точки зрения поддержания здорового климата в коллективе, но является неправомерным, с точки зрения того, что только единоличный исполнительный орган компании либо лицо, возглавляющее коллегиальный исполнительный орган, в пределах своей компетенции без доверенности действуют от имени этой компании, представляют ее интересы, совершают сделки от имени хозяйственного общества и др.
Кроме того, это может оказаться рискованным для самого главного бухгалтера, так как руководитель может в последующем и не одобрить его самовольные действия и пытаться взыскать с такого главного бухгалтера материальный ущерб.
А в тех случаях, когда существует утвержденный руководителем локальный нормативный правовой акт, в котором утверждены порядок, размеры и случаи выплаты материальной помощи, руководителю нет необходимости издавать отдельный приказ при наступлении случая выплаты материальной помощи или задним числом, а главному бухгалтеру – нарушать закон и выходить за пределы своей компетенции.
Материал опубликован с использованием нормативных правовых актов, действующих по состоянию на 06.09.2016.