SP&P SP&P SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
Июн 04
Декрет № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи»

Декрет № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи»

  • 04.06.2020
  • Экспертное мнение

Авторы:
Алексей Король, адвокат
Ольга Ленкевич, помощник адвоката

25 мая Президентом Республики Беларусь подписан Декрет № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи», который вступит в силу с 27 августа 2020 г. и придет на смену Декрету Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи».

В настоящем материале мы приведем, как нам кажется, основные изменения, которые могут быть интересны, как бизнесу, так и получателям – физическим лицам, которые сталкиваются с необходимостью получения денежных средств из-за рубежа.

С текстом можно ознакомиться здесь: http://president.gov.by/uploads/documents/2020/3dek.pdf.

Изменения затронули, в частности:

1. Цели использования

Рассматриваемым Декретом расширен перечень целей, на которые иностранная помощь может предоставляться. Так, например, иностранную помощь можно будет использовать (среди прочих) для приобретения лекарств и медицинских изделий, расходных материалов для их обслуживания; оплаты медицинских услуг, санаторно-курортного лечения и оздоровления населения; оплаты общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юрлица, ИП и обеспечением их деятельности, согласно перечню, определяемому Управлением делами Президента.

Последнее, безусловно, может вызвать интерес у бизнес-сообщества. Указанный перечень расходов на данный момент не опубликован.

2. Понятие иностранной помощи

К иностранной помощи новый Декрет также отнес товары, работы и услуги, которые получатели приобрели за деньги иностранной помощи и безвозмездно передали вторичным получателям.

В целом соотношение нового и «старого» декретов в части определения иностранной безвозмездной помощи выглядит следующим образом:

До 27 августа 2020 г.

денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь, взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь, беспроцентные займы, а также товары (имущество), за исключением недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, и имущественных прав, безвозмездно предоставляемые получателям в пользование, владение и (или) распоряжение отправителями.

 

 

 

 

После 27 августа 2020 г.

 

1)           денежные средства и товары (имущество), безвозмездно передаваемые (предоставляемые) отправителями получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение;

 

2)           товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные, оказанные) на территории Республики Беларусь получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданные (выполненные, оказанные) получателям (вторичным (последующим) получателям) в порядке, предусмотренном планом целевого использования помощи.
При этом:

 

Денежные средства – денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений, взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций, беспроцентные займы, за исключением денежных средств, выделяемых иностранным учредителем юридического лица в качестве взноса (вклада) в уставный фонд, а также процентов, полученных от размещения денежных средств во вклады (депозиты) в банках.
Имущество – недвижимое имущество, за исключением перемещаемых вещей, приравненных в соответствии с гражданским законодательством к недвижимому имуществу, и недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь.

3. Меры по защите средств на благотворительных счетах

В части средств, которые зарегистрированы как иностранная помощь и находятся на благотворительных счетах, запрещено:

  • обращать взыскание по исполнительным и иным документам, по которым денежные средства списывают в бесспорном порядке;
  • налагать арест;
  • приостанавливать операции по благотворительному счету.

Вышеприведенные правила не действуют в случаях:

  • предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности, распространения оружия массового поражения;
  • когда вид взыскания по исполнительному или иному документу соответствует целевому назначению средств, находящихся на данном благотворительном счете.

4. Льгот по налогообложению помощи

Новый Декрет № 3, как и ныне действующий Декрет № 5, закрепляет возможность освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин), если ИБП направляется на указанные в документе цели.

Вместе с тем, если сегодня решение принимается Управлением делами Президента Республики Беларусь, то с 27 августа в отдельных случаях решение будет принимать Межведомственная комиссия.

При этом требуется заключение компетентного органа о целесообразности такого освобождения.

Отдельно отметим, что помощь, направляемая на оплату общехозяйственных расходов (то, о чем мы писали выше), не освобождается от налогов, сборов (пошлин).

Помощь может освобождаться:

1. от НДС в части оборотов по дальнейшей безвозмездной передаче получателем (вторичным (последующим) получателем):

  • помощи в виде товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь и освобождаемых от НДС в соответствии с абз. 9 п. 11 Декрета № 3;
  • товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве помощи и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин). При этом положения п. 15 ст. 133 НК получателем (вторичным (последующим) получателем) не применяются.

2. от подоходного налога с физических лиц в части доходов физических лиц и ИП в размере полученной помощи, а также доходов в размере стоимости товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) в порядке согласно плану целевого использования помощи за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве помощи[1];

3. от налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, обязанность по уплате которых возникает:

  • у получателей, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи[2];
  • у вторичных (последующих) получателей, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве помощи денежных средств отправителей;

4. от таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин (кроме подакцизных товаров), НДС – при ввозе на территорию Республики Беларусь юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями товаров, получаемых (полученных) в качестве помощи.

В дополнение к вышеизложенному считаем необходимым обратить также внимание на следующие положения нового Декрета:

  • Физические лица должны зарегистрировать помощь в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, если они ходатайствуют об освобождении от подоходного налога с физических лиц.
  • Получателями – физическими лицами помощь может использоваться для личных целей, а также для целей, указанных в абз. 2 – 13 ч. 1 п. 1 Декрета № 3.
  • Порядок поступления в Республику Беларусь помощи, ее регистрации (в том числе основания для отказа в рассмотрении заявления о регистрации помощи), взимания платы за ее регистрацию, учета помощи и ее использования будут определены постановлением Совмина и Управления делами Президента Республики Беларусь.
  • Банками ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, на безвозмездной основе представляется в Департамент информация:
    • о поступлении из-за рубежа денежных средств на благотворительные счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
    • о поступлении денежных средств из-за рубежа на счета в банках, за исключением благотворительных счетов, в адрес некоммерческих организаций;
    • о перечислении, выдаче, возврате денежных средств с благотворительного счета, в том числе вторичными (последующими) получателями, с указанием целей использования помощи, видов и размера расходов, предусмотренных в платежных инструкциях, заявлениях на акцепт, заявлениях на получение наличных денежных средств;
    • о получении физическими лицами денежных средств, поступивших из-за рубежа посредством систем денежных переводов, международных банковских переводов;
    • о возврате отправителям денежных средств, по которым получен отказ в регистрации помощи, согласовании изменения плана, в том числе в связи с принятием Межведомственной комиссией данного решения.


[1] За исключением доходов в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), выплачиваемых физическим лицам из средств помощи.

[2] За исключением помощи в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование

← Назад

Свежие публикации

  • Права, от которых нельзя отказаться
  • Информация на сайте – тоже реклама. Оформляем правильно
  • Об оценке степени риска наступления банкротства
  • Снижаем налоговые риски. Топ-5 правил
  • Азбука корпоративного управления. Белорусская модель
  • Нюансы госзакупок и не только. За что МАРТ может наказать участника?
  • Азбука корпоративного управления. Внедрение корпоративного управления
  • Указ «О кибербезопасности» вступает в силу 18 августа

Рубрики

  • Мероприятия
  • Новости компании
  • Персональные данные
  • Экспертное мнение
ООО «Степановский, Папакуль и партнёры.
Юридические услуги»
УНП: 193588385
  • Ограничение ответственности
  • Политика конфиденциальности
  • Политика конфиденциальности уполномоченного лица
Скачать презентацию о компании
Подписаться на новости
Минск | Республика Беларусь
ул. Куйбышева 16 (вход с ул. Киселева 21) | 220029
Тел.: +375 (17) 269 55 00
Факс: +375 (17) 204 86 72
Моб.: +375 (29) 340 44 83 | +375 (33) 300 44 83
E-mail: info@spplaw.by
© 2011 - 2023. Все права защищены. All rights reserved.