Соглашения в бизнесе через призму антимонопольных норм – грань между разумным и допустимым
Вы думаете, что вас и ваш бизнес не касаются антимонопольные запреты? Компании, заплатившие государству оборотные штрафы в последние несколько лет, думали так же. Практика показывает, что абсолютное большинство белорусских компаний антимонопольные риски недооценивают или даже не учитывают. Лишь единицы наших Клиентов понимали, что могут что-то нарушить.
Такой «просчет» может стоить до 10% годовой выручки компании. И это не мертвая норма, а уже реальная практика.
Думаете, что компания действует в рамках устоявшихся бизнес-практик (все так делают) и вы защищены? Это не так. У МАРТ есть свое понимание, и, как показывают реальные кейсы, регулятор не связан бизнес-практикой.
Думаете, что вы небольшая компания и до вас нет дела МАРТ (и в случае чего вам дадут минимальный штраф)? Это не так. Компании, получающие, оборотные штрафы, могут не занимать и 1% рынка.
Антимонопольные риски реальны, но часто бизнес узнает об этом только во время антимонопольного расследования или антимонопольного аудита.
Мы подготовили для вас чек-лист, сверившись с которым, вы сможете проанализировать, есть ли антимонопольные риски у вашей организации.
Чек-лист признаков антимонопольных рисков
Вам точно будет полезным узнать об антимонопольных нормах и кейсах, если:
- вы имеете региональных дистрибьюторов своей продукции;
- вы продаете товар как перепродавцам, так и конечным потребителям (юридическим или физическим лицам);
- вы контактируете со своими конкурентами (в любом формате, в том числе и на совещаниях у регуляторов);
- вас просят поучаствовать в закупке, чтобы ее не признали несостоявшейся из-за недостаточности участников;
- вы даете поведенческие рекомендации своим дилерам, перепродавцам вашей продукции;
- вы участвуете в закупках, где все участники делают одинаковые шаги;
- поставщик вам что-то запрещает/рекомендует/не рекомендует, например, касательно товаров конкурентов, цен на товары;
- цены на ваших рынках меняются синхронно или почти синхронно;
- вы регулярно по инициативе регулятора или отраслевого объединения участвуете в отраслевых мероприятиях, где обсуждаются общие условия функционирования ваших рынков;
- ваши сотрудники пользуются базами клиентов, наработанных за годы работы у других работодателей;
- ваша рыночная доля ± 20-30%;
- вы кое-что в этом понимаете и не прописываете такие условия в договоре, все обсуждаете устно и многое другое.
Если хоть в каких-то пунктах вы видите знакомые вам и вашему бизнесу ситуации, вне зависимости от вашей роли в них, у вас точно есть повод потратить пару часов своей жизни для того, чтобы понять, где именно ваш бизнес может столкнуться с антимонопольными рисками, поговорить о реальных белорусских картельных кейсах, а также о механизмах снижения антимонопольных рисков.
Приглашаем вас в наш блог. В разделе антимонопольных новостей мы собрали познавательные материалы, которые помогут вам разобраться в теме.
Если вам интересно посетить бесплатную онлайн встречу с экспертами SP&P, посвященную антимонопольным вопросам, заполните короткую анкету предзаписи и мы сообщим вам о дате проведения вебинара.