Правами на большинство произведений сегодня владеют не авторы, а организации. Они получают права либо в силу того, что произведения созданы их работниками (и имеют статус служебных), либо на основании договоров.
Тем не менее, количество споров о том, имеет ли организация права на охраняемый и используемый ею объект не уменьшается.
Сейчас в России рассматривается показательное дело. Иск был подан в связи с незаконной переработкой ответчиками изображения из серии Блю Ноуз Френдс. Происходила продажа контрафактных товаров (кондитерских изделий) в виде фигуры, имитирующей персонажа из этой серии. Иск был удовлетворен частично судом первой инстанции, но это решение было обжаловано. В результате дело было рассмотрено Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Чтобы подтвердить права истец предоставил аффидевит (заявление, даваемое под присягой и удостоверяемое нотариусом), в котором было указано, что истец обладает всеми авторскими правами на спорное произведение во всех странах мира «в соответствии с трудовыми договорами и прочими соглашениями с художниками и дизайнерами». Однако конкретная информация об авторе, времени создания произведения и перехода прав на него истцу отсутствовала. Судебная коллегия решила, что без исследования всех обстоятельств невозможно разрешить спор. Дело было направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Спор еще не разрешен окончательно, тем не менее, вопросы, поставленные в ходе его рассмотрения, заслуживают внимания.
Рекомендуем соблюдать базовые подходы к оформлению компанией прав на произведения:
- внимательно отслеживать источник появления произведений;
- периодически проверять, где и как хранятся документы, подтверждающие, что именно ваш работник создал произведение или что конкретный объект получен на основании договора;
- уделить внимание тому, чтобы соответствующие документы составлялись своевременно в момент создания (передачи прав), а не в момент возникновения спора, и были достаточно детализированы.