24-25 октября в Минске прошла крупнейшая конференция по электронной коммерции «ECOM CONF». Старший юрист SP&P Надежда Шакель выступила с темой «Практика борьбы с маркетплейсами в судах и не только. Последствия споров».
Актуальная судебная практика, помимо прочего, интересна еще и тем, что наглядно демонстрирует, какие именно действия являются незаконными. Поделимся одним из наиболее ярких примеров из Российской Федерации.
Весной 2022 года один из продавцов обнаружил, что количество заказов его товаров существенно возросло, вплоть до того, что в один момент оказалось, что был заказан весь товар. Однако товар направлялся в пункт выдачи, где его никто не забирал. Продавец не только нес расходы на бессмысленные доставки, — вследствие рассматриваемых действий также снизился и рейтинг товара, что негативно повлияло на эффективность работы. Подобные действия, как показывает практика, могут быть признаны недобросовестной конкуренцией и повлечь не только существенные штрафы, но и возмещение убытков.
Надежда рассказала также и о других интересных кейсах:
- платный возврат товаров: ситуация с точки зрения защиты прав потребителей не является законной, маркетплейс получил указание его более не применять;
- хранение маркетплейсом персональных данных (а именно данных банковских карт, которые клиенты ранее удалили) контролирующий орган счел избыточной обработкой.
Деятельность маркетплейсов является важным элементом развития электронной коммерции. Всем участникам рынка нужно знать, какие действия не соответствуют законодательству. Это новая сфера и практика еще только формируется. Однако она подпадает под все действующее регулирование. Поэтому ощущение, что в этой новой сфере можно «безнаказанно пошалить», является очень обманчивым и может привести к болезненным и дорогостоящим последствиям. По мере появления большего количества прецедентов, мы будем знакомить вас с интересными кейсами.