Как учат нас гуру по развитию бизнеса, есть всего две основные бизнес-стратегии: или ты строишь империю, или ты развиваешь компанию, чтобы впоследствии ее продать. Причем в идеале, даже если компанию пока никто и не собирается продавать, она «должна быть готова к продаже каждую пятницу».
Однако, регулярно участвуя и сопровождая различные сделки по приобретению компаний, включая сделки слияний и поглощений, к сожалению, часто становишься свидетелем абсолютной неготовности компании к продаже. Причем нередки случаи, когда компания должна обладать всеми признаками продаваемой, даже когда ее никто не покупает. Например, при получении финансирования от банков развития.
В целом, в условиях дорогих кредитных ресурсов, увеличения конкуренции и развитием рынков представляется, что будет превалировать стратегия продажи компаний или их частей. Продажи, в первую очередь, иностранным инвесторам или профессиональным игрокам на рынке финансирования (инвестиционные и венчурные фонды, бизнес-ангелы, банки развития).
Игрокам рынка известны основные требования, предъявляемые при покупке компании (используется термин «компания-цель») или инвестированию в нее. Это и независимая оценка, и использование международной системы финансовой отчетности и контроля, и структурирование компании, наличие корпоративной системы управления и т.д. Многие уже свободно оперируют правильными словами «дью дилидженс» и знают, что это означает «предынвестиционную проверку компании». Однако зачастую продавцы не желают взглянуть на свою компанию глазами покупателя и не задумываются, что в этой проверке для него самое важное.
Сталкиваясь с покупателями и инвесторами, особенно иностранными, которые привыкли структурировать сделки M&A по своим четким и устоявшимся шаблонам, можно прийти к выводу, что одним из главнейших требований покупателя является выявление, оценка и минимизация тех или иных рисков: финансовых, налоговых, операционных, юридических.
Нынешние технологии, матрицы проверки и опыт специалистов могут представить перед потенциальным инвестором достаточно объективную картину компании-цели. И как правило, результатом “дью дилидженса” не является отказ покупателя от сделки вообще. Если покупателю необходима та или иная компания (а часто бывает, что решение о покупке уже принято им заранее), то выявленные риски просто будут являтся объективным основанием для адекватного снижения цены.
К сожалению, на этом этапе продавцы уже мало что могут сделать, поскольку портрет их предприятия надежно скопирован и заперт в data-room (“комнате данных” – базе данных документов, представляемых потенциальным инвесторам для ознакомления).
Выход видится один: озаботиться предпродажной подготовкой заранее. Но если наводить предпродажный марафет на матчасть у нас является общепринятым, то оценкой и устранением финансовых и юридических рисков очень часто пренебрегают.
Как говорится, если сильно захотят, то купят и так, зачем тратить лишние деньги и время. Не купят! А если купят, то, как правило, это будут финансовые спекулянты (их не особо интересует состояние дел), купят дешево, купят для дальнейшей перепродажи конечному реальному инвестору или для устранения конкурента на глобальном рынке (а такие цели сегодня тоже не редкость).
В этой связи отрадно, что понимание важности этого процесса есть на государственном уровне.
Так, в рамках проекта «Поддержка приватизации», реализуемого государственным учреждением «Национальное агентство инвестиций и приватизации», наша компания совместно с другими юридическими и финансовыми консультантами участвует в проведении юридического анализа деятельности 4-х государственных предприятий строительной отрасли с целью выявления, анализа и устранения юридических, финансовых и инвестиционных рисков для цели привлечения стратегического инвестора.
Но значительно чаще мы выступаем как юристы на стороне покупателя и инспектируем компанию-цель, сосредотачиваясь на выявлении и классификации различных рисков.
Условно все риски можно сгруппировать на несколько больших групп.
С одной стороны, риски бывают:
1) устранимыми (риски, которые можно устранить, например, подготовив соотвествующие документы) или
2) неустранимыми (такие можно лишь констатировать, продолжать с ним жить и готовится к наказанию).
И те, и другие риски бывают:
1) незначительными или допустимыми (даже при неустранимости того или иного риска, его наличие не приведет к значительной потери выручки или доли рынка, серьезному привлечению к ответственности или к серьезным финансовы затратам) либо 2) высокими или критическими (риск потери значительной части выручки, всего бизнеса или полное препятствие к совершению сделки по приобретению компании).
Например к незначительным устранимым рискам относятся:
— недостатки в контрактах (как с клиентами, так и с собственными сотрудниками), которые в будущем могут привести к судебным делам или компенсационным выплатам или недостатки в оформлении корпоративных решений, которые могут привести к корпоративным спорам и парализовать работу компании.
К незначительным неустранимым рискам относится большинство уже допущенных нарушений в сфере оплаты труда, несвоевременной уплаты некоторых налогов и пошлин. За них в большей части предусмотрена административная ответственность до 100 базовых величин, что не является существенным финансовым бременем, но оизбавиться от нарушения уже никак нельзя, так как информация о том, что оно совершилось уже вышла из под контроля: например, сведения о просрочке зарплаты хранятся в банке, сведения о недоплате налогов – в налоговой.
В то же время некоторые корпоративные, налоговые или таможенные нарушения могут привести к серьезнейшим последствиям, огромным штрафам, а устранить нарушение невозможно (таким образом, можно сказать, что обнаружен высокий неустранимый риск). Например, неправильно сформирован уставный фонд за счет внесения имущества, которое было ввезено в нарушение таможенного законодательства или грубо нарушаются лицензионные требования при осуществлении вида деятельности, на который требуется лицензия. Сюда же можно отнести недостатки при приватизации государственного имущества и нарушения при проведении тендеров.
Высокие (критические) риски могут быть устранимыми.
К таким, например, могут относится: возможный уход топ-менеджмента, отсутствие заказов (потеря рынка) при смене собственника или отсутствие зарегистрированного товарного знака.
По опыту можно сказать, что огромное количество выявляемых рисков возможно устранить или перевести в разряд незначительных. Но для этого необходимо побеспокоится об этом заранее. Иначе устранять их будет уже покупатель, к сожалению, за деньги, недополученные продавцом.
Валерий Папакуль специально для «Бизнес-ревю».