Немецкая модель корпоративного управления (КУ) присуща государствам Центральной Европы и Скандинавии.
Основной характеристикой немецкой модели является ее закрытость, сочетающаяся с жестким процедурным регулированием механизма корпоративных отношений. Одновременно учитываются интересы акционеров, финансовых институтов, государства, которое, к слову, зачастую является владельцем значительного объема долей в уставных фондах корпораций.
Ярким примером модели является концерн Volkswagen AG (Forbes Global 2000 по состоянию на 2021 г.), в топ-3 крупнейших акционеров которого входят:
- Porsche Automobil Holding – 31,3 % акций;
- правительство Нижней Саксонии – 11,8 % акций;
- Qatar Investment Authority – 10,5% акций.
Немецкая модель КУ состоит из трех уровней управленческого воздействия:
- общее собрание акционеров, призванное решать вопросы назначения и освобождения членов наблюдательного совета и правления, разработки и внесения изменений в устав корпорации;
- наблюдательный совет;
- правление.
Двухпалатное правление является уникальной чертой рассматриваемой модели.
Основные преимущества германской модели:
- долгосрочное сотрудничество инвесторов;
- относительно невысокая «стоимость» инвестиций;
- высокая устойчивость коммерческих и некоммерческих организаций.
Недостатки модели:
- высокий уровень экономической концентрации;
- незначительная роль миноритарных акционеров в корпорациях;
- малая (в сравнении с англо-саксонской моделью) роль рынка ценных бумаг в механизме и методологии контроля за функционированием системы КУ.