Авторы:
Алексей Король, адвокат
Ольга Ленкевич, помощник адвоката
25 мая Президентом Республики Беларусь подписан Декрет № 3 «Об иностранной безвозмездной помощи», который вступит в силу с 27 августа 2020 г. и придет на смену Декрету Президента Республики Беларусь от 31.08.2015 № 5 «Об иностранной безвозмездной помощи».
В настоящем материале мы приведем, как нам кажется, основные изменения, которые могут быть интересны, как бизнесу, так и получателям – физическим лицам, которые сталкиваются с необходимостью получения денежных средств из-за рубежа.
С текстом можно ознакомиться здесь: http://president.gov.by/uploads/documents/2020/3dek.pdf.
Изменения затронули, в частности:
1. Цели использования
Рассматриваемым Декретом расширен перечень целей, на которые иностранная помощь может предоставляться. Так, например, иностранную помощь можно будет использовать (среди прочих) для приобретения лекарств и медицинских изделий, расходных материалов для их обслуживания; оплаты медицинских услуг, санаторно-курортного лечения и оздоровления населения; оплаты общехозяйственных расходов, связанных с содержанием аппарата управления юрлица, ИП и обеспечением их деятельности, согласно перечню, определяемому Управлением делами Президента.
Последнее, безусловно, может вызвать интерес у бизнес-сообщества. Указанный перечень расходов на данный момент не опубликован.
2. Понятие иностранной помощи
К иностранной помощи новый Декрет также отнес товары, работы и услуги, которые получатели приобрели за деньги иностранной помощи и безвозмездно передали вторичным получателям.
В целом соотношение нового и «старого» декретов в части определения иностранной безвозмездной помощи выглядит следующим образом:
До 27 августа 2020 г. денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений Республики Беларусь, взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций Республики Беларусь, беспроцентные займы, а также товары (имущество), за исключением недвижимого имущества, находящегося за пределами Республики Беларусь, и имущественных прав, безвозмездно предоставляемые получателям в пользование, владение и (или) распоряжение отправителями.
| После 27 августа 2020 г.
1) денежные средства и товары (имущество), безвозмездно передаваемые (предоставляемые) отправителями получателям в собственность, пользование, владение и (или) распоряжение;
2) товары (работы, услуги), приобретенные (оплаченные, выполненные, оказанные) на территории Республики Беларусь получателями за счет денежных средств отправителей и безвозмездно переданные (выполненные, оказанные) получателям (вторичным (последующим) получателям) в порядке, предусмотренном планом целевого использования помощи.
Денежные средства – денежные средства, в том числе выделяемые иностранными учредителями для финансирования созданных ими учреждений, взносы иностранных учредителей (членов) некоммерческих организаций, беспроцентные займы, за исключением денежных средств, выделяемых иностранным учредителем юридического лица в качестве взноса (вклада) в уставный фонд, а также процентов, полученных от размещения денежных средств во вклады (депозиты) в банках. |
3. Меры по защите средств на благотворительных счетах
В части средств, которые зарегистрированы как иностранная помощь и находятся на благотворительных счетах, запрещено:
- обращать взыскание по исполнительным и иным документам, по которым денежные средства списывают в бесспорном порядке;
- налагать арест;
- приостанавливать операции по благотворительному счету.
Вышеприведенные правила не действуют в случаях:
- предотвращения легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности, распространения оружия массового поражения;
- когда вид взыскания по исполнительному или иному документу соответствует целевому назначению средств, находящихся на данном благотворительном счете.
4. Льгот по налогообложению помощи
Новый Декрет № 3, как и ныне действующий Декрет № 5, закрепляет возможность освобождения помощи от налогов, сборов (пошлин), если ИБП направляется на указанные в документе цели.
Вместе с тем, если сегодня решение принимается Управлением делами Президента Республики Беларусь, то с 27 августа в отдельных случаях решение будет принимать Межведомственная комиссия.
При этом требуется заключение компетентного органа о целесообразности такого освобождения.
Отдельно отметим, что помощь, направляемая на оплату общехозяйственных расходов (то, о чем мы писали выше), не освобождается от налогов, сборов (пошлин).
Помощь может освобождаться:
1. от НДС в части оборотов по дальнейшей безвозмездной передаче получателем (вторичным (последующим) получателем):
- помощи в виде товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь и освобождаемых от НДС в соответствии с абз. 9 п. 11 Декрета № 3;
- товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве помощи и освобождаемых от налогов, сборов (пошлин). При этом положения п. 15 ст. 133 НК получателем (вторичным (последующим) получателем) не применяются.
2. от подоходного налога с физических лиц в части доходов физических лиц и ИП в размере полученной помощи, а также доходов в размере стоимости товаров (имущества), работ, услуг, приобретаемых (оплачиваемых, выполняемых, оказываемых) в порядке согласно плану целевого использования помощи за счет денежных средств, подлежащих регистрации в качестве помощи[1];
3. от налога на прибыль, налога при упрощенной системе налогообложения, единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, обязанность по уплате которых возникает:
- у получателей, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи[2];
- у вторичных (последующих) получателей, – в части денежных средств, стоимости товаров (имущества), полученных в качестве помощи, стоимости безвозмездно полученных товаров (имущества), выполненных работ, оказанных услуг на территории Республики Беларусь, оплаченных получателями в порядке согласно плану за счет зарегистрированных в качестве помощи денежных средств отправителей;
4. от таможенных сборов за совершение таможенных операций, таможенных пошлин (кроме подакцизных товаров), НДС – при ввозе на территорию Республики Беларусь юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями товаров, получаемых (полученных) в качестве помощи.
В дополнение к вышеизложенному считаем необходимым обратить также внимание на следующие положения нового Декрета:
- Физические лица должны зарегистрировать помощь в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь, если они ходатайствуют об освобождении от подоходного налога с физических лиц.
- Получателями – физическими лицами помощь может использоваться для личных целей, а также для целей, указанных в абз. 2 – 13 ч. 1 п. 1 Декрета № 3.
- Порядок поступления в Республику Беларусь помощи, ее регистрации (в том числе основания для отказа в рассмотрении заявления о регистрации помощи), взимания платы за ее регистрацию, учета помощи и ее использования будут определены постановлением Совмина и Управления делами Президента Республики Беларусь.
- Банками ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, на безвозмездной основе представляется в Департамент информация:
- о поступлении из-за рубежа денежных средств на благотворительные счета юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
- о поступлении денежных средств из-за рубежа на счета в банках, за исключением благотворительных счетов, в адрес некоммерческих организаций;
- о перечислении, выдаче, возврате денежных средств с благотворительного счета, в том числе вторичными (последующими) получателями, с указанием целей использования помощи, видов и размера расходов, предусмотренных в платежных инструкциях, заявлениях на акцепт, заявлениях на получение наличных денежных средств;
- о получении физическими лицами денежных средств, поступивших из-за рубежа посредством систем денежных переводов, международных банковских переводов;
- о возврате отправителям денежных средств, по которым получен отказ в регистрации помощи, согласовании изменения плана, в том числе в связи с принятием Межведомственной комиссией данного решения.
[1] За исключением доходов в виде вознаграждений за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействие), выплачиваемых физическим лицам из средств помощи.
[2] За исключением помощи в виде беспроцентных займов, товаров (имущества), предоставленных в безвозмездное пользование