SP&P SP&P SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Арбитражный Суд
    • Корпоративное управление
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Арбитражный Суд
    • Корпоративное управление
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
Дек 24
Закупки риски

Антимонопольные риски при проведении закупок: новые тренды

  • 24.12.2020
  • Антимонопольные новости, Экспертное мнение

Автор:
Антон Новицкий
, адвокат, руководитель направления Антимонопольное право и конкуренция 

Недавно в телеграм-канале МАРТ появилось сообщение о завершении очередного расследования и установлении факта нарушения ст.24 Антимонопольного закона.

Поводом для проведения расследования послужило заявление ООО «Алекса Технолоджис», в котором, в частности, указывалось на то, что при осуществлении государственных закупок Госстандартом в качестве одного из обязательных требований к участникам предъявляли требование о наличии опыта разработки специфических ТНПА, в частности технических регламентов ТС (ЕАЭС), технических регламентов Республики Беларусь, государственных стандартов Республики Беларусь и т.д. При этом заявитель указывал, что, учитывая вес критерия опыта при оценке предложений (60 %), даже у участников, обладающих опытом разработки схожих документов, фактически нет шансов на победу (полагаем, в связи с тем, что подчиненные Госстандарту организации имеют серьезный точечный опыт, в связи с чем они получают максимум баллов за данный критерий).

Рассматривая заявление, МАРТ пришел к выводу о том, что предъявление к участнику требования о наличии подобного опыта является нарушением антимонопольного законодательства.

Важно отметить, что в данном случае речь шла о государственной закупке, в следствие чего возникает вопрос: релевантно ли данное решение для всех видов закупок. С одной стороны, обосновывая свой вывод, МАРТ прямо ссылается на нарушение п. 2 ст. 16 Закона о государственных закупках. С другой стороны, там же присутствует и вывод о том, что установление подобного требования приводит к ограничению конкуренции. Факт ограничения конкуренции является объективным экономическим последствием и не зависит от вида закупки (т.е. нельзя говорить о том, что одни и те же действия могут ограничивать конкуренцию при государственной закупке, но не ограничивать конкуренцию при закупке за счет собственных средств). Более того, состав рассматриваемого антимонопольного нарушения распространяется на все виды конкурентных процедур закупок и не предусматривает в качестве обязательного условия прямого нарушения норм иного законодательства, в частности законодательства о закупках. Факт нарушения п. 2 ст. 16 Закона о государственных закупках не должен являться определяющим моментом при принятии решения о нарушении антимонопольного законодательства. Основным в данном случае является именно ограничение (или возможность) ограничения конкуренции. МАРТ прямо указывает, что требование о наличии опыта создает преимущественные условия для отдельных субъектов, поскольку фактически исключает возможность участия в закупке недавно созданных субъектов без опыта.

Таким образом, можно заключить, что практика признания требования о наличии опыта антиконкурентным может быть в равной степени применена МАРТ ко всем без исключения видам конкурентных процедур закупок.

Стоит также обратить внимание, что факт использования опыта в качестве одного из критериев оценки предложения, обладающего значительным весом (60 %) в формуле, не был признан МАРТ антимонопольным нарушением. Здесь МАРТ, в частности сослался на Постановление № 449, которое прямо предусматривает как возможность использования критерия опыта, так и максимальный размер веса критерия, который в данном случае не был превышен.

При этом Постановление № 449 применяется только в отношении государственных закупок (открытого и закрытого конкурсов), что опять же поднимает вопрос о позиции МАРТ в части использования критерия опыта при проведении иных видов закупок. В условиях некоторой неопределенности наиболее целесообразным представляется исходить из следующего: критерий опыта не должен быть сформулирован таким образом и наделен таким весом, который позволит отдельным субъектам иметь неоспоримые преимущества при подведении результатов процедуры закупки (это касается как закупок государственных компаний за счет собственных средств, так и закупок частных компаний). В целом, такое правило в равной степени применимо ко всем критериям оценки предложений и требованиям к участникам. Именно его соблюдение позволит минимизировать риск претензий к заказчику со стороны антимонопольного органа.

← Назад

Рубрики

  • Антимонопольные новости
  • Арбитражный Суд
  • Корпоративное управление
  • Мероприятия
  • Новости компании
  • Персональные данные
  • Экспертное мнение

Свежие публикации

  • «О совершенствовании регулирования потребительского рынка»
  • Неочевидные и дорогостоящие риски применения 33 статьи Налогового Кодекса
  • Заочное производство – экономия времени рассмотрения дела в суде или борьба с недобросовестными ответчиками?
  • Экономите на налогах с помощью подрядчиков?
  • Установлена законная неустойка в размере 10 % при досрочном расторжении кредитных договоров, договоров займа лицами из недружественных стран
  • Предоставление займа траншами − риски микрофинансовой деятельности
  • Приостановление контроля ТЦО в отношении займов до 2027 года
  • Как проверить российского контрагента за 30 минут? Пошаговая инструкция
ООО «Степановский, Папакуль и партнёры.
Юридические услуги»
УНП: 193588385
Специальное разрешение (лицензия) №02240/2982
выдано Министерством юстиции РБ 14.09.2021
  • Ограничение ответственности
  • Политика конфиденциальности
  • Политика конфиденциальности уполномоченного лица
Скачать презентацию о компании
Юридический адрес:
Минск | Республика Беларусь
ул. Куйбышева 16 (вход с ул. Киселева 21) | 220029
Тел.: +375 (17) 269 55 00
Факс: +375 (17) 204 86 72
Моб.: +375 (29) 340 44 83 | +375 (33) 300 44 83
E-mail: info@spplaw.by
Платежные системы
Подписаться на новости
© 2011 - 2025. Все права защищены. All rights reserved.