Автор: Екатерина Семенюк
В план подготовки законопроектов на август и декабрь 2020 уже включен Закон «Об инвестициях», который планируют совершенствовать, учитывая практики его применения, и приводить в соответствие с законодательными актами и международными договорами.
Изменения инвестиционного законодательства призваны улучшать инвестиционный климат. Его совершенствование – первое среди мероприятий на среднесрочную перспективу.
В Закон «Об инвестициях» предлагается внести следующие изменения:
— внести корректировки в понятийный аппарат;
— дополнить закон «стабилизационной оговоркой» (еще ее называют «дедушкина оговорка»).
Обратим внимание на «оговорку», которая, исходя из своего смыслового значения, нацелена на придание инвестиционному законодательству состояния устойчивости, постоянства и прошлую практику, связанную с ней.
19 лет назад стабилизационная оговорка уже применялась и ее целевой аудиторией были иностранные инвесторы и иностранные инвестиции. В Инвестиционном кодексе примерно 4,8 лет (октябрь 2001 — август 2006 г.) действовала норма, которая предоставляла защиту от ухудшения положения на 5 лет (стабилизационный период) с даты создания коммерческой организации с иностранными инвестициями.
Текст нормы: В случае, если акты законодательства Республики Беларусь, принятые после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия деятельности для иностранных инвесторов и создаваемых с их участием коммерческих организаций с иностранными инвестициями (то есть на них возлагаются дополнительные либо увеличенные в сравнении с ранее существовавшими обязанности или они ограничиваются в правах либо лишаются имевшихся прав), то к иностранным инвесторам, коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) иностранным инвестициям в течение пяти лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями.
В настоящий момент нормы, защищающие от ухудшения положения при принятии новых актов, также присутствуют в различном наполнении, например[1], для:
- резидентов, инвесторов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».
Если акты законодательства Республики Беларусь, принятые (изданные) после того, как начал действовать специальный правовой режим Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», ухудшают положение, то применяется законодательство Республики Беларусь, действовавшее на дату, когда начал действие специальный правовой режим.
При этом:
- не охвачены оговоркой, и могут улучшать и ухудшать положение резидентов и инвесторов парка акты законодательства Республики Беларусь (1) в области обороны, (2) об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, (3) в области здравоохранения, (4) в таможенном регулировании, (5) в сфере налогообложения;
- международно-правовые акты, составляющие нормативную правовую базу Таможенного союза и Евразийского экономического пространства, и (или) акты, составляющие право Евразийского экономического союза, также могут устанавливать иное регулирование и будут применяться.
- Также могут быть случаи, когда стабилизационная оговорка предусмотрена в рамках отдельного инвестиционного проекта в акте, который устанавливает специальный режим для такого проекта. Например, для проекта «Экспериментальный многофункциональный комплекс «Минск-Мир» со сроком действия оговорки чуть более 13 лет, оговорка охватывает вопросы налогообложения, но при этом из объема стабилизационной оговорки исключены акты законодательства Республики Беларусь (1) в области обороны, (2) об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, (3) о здравоохранении, (4) о таможенном регулировании.
Текст нормы: В случае, если акты законодательства Республики Беларусь (за исключением актов законодательства в области обороны, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о здравоохранении, таможенном регулировании), принятые (изданные) после вступления в силу настоящего Указа и влияющие на реализацию инвестиционного проекта, ухудшают положение заказчика комплекса и условия его деятельности (в том числе в случае, если актами законодательства в сфере налогообложения устанавливаются налоги и сборы, не установленные на дату вступления в силу настоящего Указа, либо увеличиваются налоговые ставки действующих налогов и сборов по отношению к налоговым ставкам, установленным на указанную дату, за исключением случаев, предусмотренных в части четвертой подпункта 4.4 пункта 4 настоящего Указа), к заказчику комплекса в части реализации инвестиционного проекта до 1 января 2028 г. применяется законодательство, действовавшее на дату вступления в силу настоящего Указа.
Исходя из определения инвестора в действующем Законе «об инвестициях» можно предположить, что если оговорка будет в проекте, то не будет разделения на местных и иностранных инвесторов, она будет применима в целом ко всем инвесторам. Но при этом, как указано в плане, оговорка не будет относится к налогообложению. Т.е. финансовую сторону проектов в части налогов такая оговорка не стабилизирует. Могут изменяться (вводиться, исключаться), объекты налогообложения или увеличиваться (уменьшаться) ставки того же налога на недвижимость. Например, с 2014 г. по 2018 г. просуществовал такой объект с налогообложением на недвижимость как здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства плательщиков-организаций.
Мы будем следить, как будут развиваться события с законопроектом, стабилизационной оговоркой и за ее наполнением.
[1]Перечень не является исчерпывающим, содержит отдельные иллюстративные примеры.
Изображение: freepik.com

