SP&P SP&P SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Арбитражный Суд
    • Корпоративное управление
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Арбитражный Суд
    • Корпоративное управление
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
Июл 23
Закон об инвестициях

Совершенствование Закона «Об инвестициях»

  • 23.07.2020
  • Экспертное мнение

Автор: Екатерина Семенюк

В план подготовки законопроектов на август и декабрь 2020 уже включен Закон «Об инвестициях», который планируют совершенствовать, учитывая практики его применения, и приводить в соответствие с законодательными актами и международными договорами.

Изменения инвестиционного законодательства призваны улучшать инвестиционный климат. Его совершенствование – первое среди мероприятий на среднесрочную перспективу.

В Закон «Об инвестициях» предлагается внести следующие изменения:

— внести корректировки в понятийный аппарат;

— дополнить закон «стабилизационной оговоркой» (еще ее называют «дедушкина оговорка»).

Обратим внимание на «оговорку», которая, исходя из своего смыслового значения, нацелена на придание инвестиционному законодательству состояния устойчивости, постоянства и прошлую практику, связанную с ней.

19 лет назад стабилизационная оговорка уже применялась и ее целевой аудиторией были иностранные инвесторы и иностранные инвестиции. В Инвестиционном кодексе примерно 4,8 лет (октябрь 2001 — август 2006 г.) действовала норма, которая предоставляла защиту от ухудшения положения на 5 лет (стабилизационный период) с даты создания коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Текст нормы: В случае, если акты законодательства Республики Беларусь, принятые после создания коммерческой организации с иностранными инвестициями, ухудшают положение и условия деятельности для иностранных инвесторов и создаваемых с их участием коммерческих организаций с иностранными инвестициями (то есть на них возлагаются дополнительные либо увеличенные в сравнении с ранее существовавшими обязанности или они ограничиваются в правах либо лишаются имевшихся прав), то к иностранным инвесторам, коммерческой организации с иностранными инвестициями и (или) иностранным инвестициям в течение пяти лет применяется законодательство, действовавшее на день регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями.

В настоящий момент нормы, защищающие от ухудшения положения при принятии новых актов, также присутствуют в различном наполнении, например[1], для:

  • резидентов, инвесторов Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень».

Если акты законодательства Республики Беларусь, принятые (изданные) после того, как начал действовать специальный правовой режим Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», ухудшают положение, то применяется законодательство Республики Беларусь, действовавшее на дату, когда начал действие специальный правовой режим.

При этом:

  • не охвачены оговоркой, и могут улучшать и ухудшать положение резидентов и инвесторов парка акты законодательства Республики Беларусь (1) в области обороны, (2) об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, (3) в области здравоохранения, (4) в таможенном регулировании, (5) в сфере налогообложения;
  • международно-правовые акты, составляющие нормативную правовую базу Таможенного союза и Евразийского экономического пространства, и (или) акты, составляющие право Евразийского экономического союза, также могут устанавливать иное регулирование и будут применяться.
  • Также могут быть случаи, когда стабилизационная оговорка предусмотрена в рамках отдельного инвестиционного проекта в акте, который устанавливает специальный режим для такого проекта. Например, для проекта «Экспериментальный многофункциональный комплекс «Минск-Мир» со сроком действия оговорки чуть более 13 лет, оговорка охватывает вопросы налогообложения, но при этом из объема стабилизационной оговорки исключены акты законодательства Республики Беларусь (1) в области обороны, (2) об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, (3) о здравоохранении, (4) о таможенном регулировании.

Текст нормы: В случае, если акты законодательства Республики Беларусь (за исключением актов законодательства в области обороны, об охране окружающей среды и рациональном использовании природных ресурсов, о здравоохранении, таможенном регулировании), принятые (изданные) после вступления в силу настоящего Указа и влияющие на реализацию инвестиционного проекта, ухудшают положение заказчика комплекса и условия его деятельности (в том числе в случае, если актами законодательства в сфере налогообложения устанавливаются налоги и сборы, не установленные на дату вступления в силу настоящего Указа, либо увеличиваются налоговые ставки действующих налогов и сборов по отношению к налоговым ставкам, установленным на указанную дату, за исключением случаев, предусмотренных в части четвертой подпункта 4.4 пункта 4 настоящего Указа), к заказчику комплекса в части реализации инвестиционного проекта до 1 января 2028 г. применяется законодательство, действовавшее на дату вступления в силу настоящего Указа.

 

Исходя из определения инвестора в действующем Законе «об инвестициях» можно предположить, что если оговорка будет в проекте, то не будет разделения на местных и иностранных инвесторов, она будет применима в целом ко всем инвесторам. Но при этом, как указано в плане, оговорка не будет относится к налогообложению. Т.е. финансовую сторону проектов в части налогов такая оговорка не стабилизирует. Могут изменяться (вводиться, исключаться), объекты налогообложения или увеличиваться (уменьшаться) ставки того же налога на недвижимость. Например, с 2014 г. по 2018 г. просуществовал такой объект с налогообложением на недвижимость как здания, сооружения и передаточные устройства сверхнормативного незавершенного строительства плательщиков-организаций.

Мы будем следить, как будут развиваться события с законопроектом, стабилизационной оговоркой и за ее наполнением.


[1]Перечень не является исчерпывающим, содержит отдельные иллюстративные примеры.

Изображение: freepik.com

← Назад

Рубрики

  • Антимонопольные новости
  • Арбитражный Суд
  • Корпоративное управление
  • Мероприятия
  • Новости компании
  • Персональные данные
  • Экспертное мнение

Свежие публикации

  • Займы по новым правилам
  • Неочевидные и дорогостоящие риски применения 33 статьи Налогового Кодекса
  • Электронное правосудие и чем оно будет удобно участвующим в деле
  • Неочевидные и дорогостоящие риски применения 33 статьи Налогового Кодекса
  • Агентский договор с Россией: правовые риски для бизнеса Беларуси
  • «О совершенствовании регулирования потребительского рынка»
  • Неочевидные и дорогостоящие риски применения 33 статьи Налогового Кодекса
  • Заочное производство – экономия времени рассмотрения дела в суде или борьба с недобросовестными ответчиками?
ООО «Степановский, Папакуль и партнёры.
Юридические услуги»
УНП: 193588385
Специальное разрешение (лицензия) №02240/2982
выдано Министерством юстиции РБ 14.09.2021
  • Ограничение ответственности
  • Политика конфиденциальности
  • Политика конфиденциальности уполномоченного лица
Скачать презентацию о компании
Юридический адрес:
Минск | Республика Беларусь
ул. Куйбышева 16 (вход с ул. Киселева 21) | 220029
Тел.: +375 (17) 269 55 00
Факс: +375 (17) 204 86 72
Моб.: +375 (29) 340 44 83 | +375 (33) 300 44 83
E-mail: info@spplaw.by
Платежные системы
Подписаться на новости
© 2011 - 2025. Все права защищены. All rights reserved.