Выбор названия при создании компании – важный шаг. Иногда учредители используют интересное, запоминающееся слово или словосочетание, иногда – пытаются найти «незанятые» сочетания букв и слов. Если вы на этом пути, то информация ниже поможет вам избежать нескольких неочевидных подводных камней при выборе названия компании.
1) Планируется ли работа с зарубежными партнерами?
Всем, кто когда-либо изучал иностранные языки, известны «ложные друзья переводчика», когда похожие по написанию и звучанию слова имеют иные смысловые значения. Иногда эти значения отличаются в нюансах, так, например, слово normal на английском означает не «нормальный» (в плане «хороший»), а скорее «посредственный», «обычный». Следует учитывать, что испаноязычным потребителям бывает сложно произносить букву «ж», тогда как на востоке, в том числе Китае, может быть проблематичными слова с буквами «р». Еще хуже, если выбранное слово будет иметь неблагозвучное или бранное значение.
Если планируете выходить на зарубежные рынки, это необходимо учитывать. Вам будет необходимо заключать договоры, оформлять документацию, вступать в переписку. И конечно важно заранее продумать, как ваше «имя фирмы» будет звучать за рубежом.
2) Как выбрать хорошее название и почему не стоит копировать известные?
Выбор обозначения для наименования – задача не из легких. Зачастую создается впечатление, что все «хорошие» и звучные имена уже заняты. Возникает искушение взять уже существующее «красивое» обозначение, добавить к нему дополнительные слова, и получить «своё».
Это, однако, может вызвать проблемы. Обычно они начинаются с того, что путаются клиенты, думая, что ваша компания как-то связана с создателем исходного обозначения. Далее возможны претензии от владельца «исходного» фирменного наименования, причем дело может не ограничиться направлением писем в ваш адрес. Защита фирменного наименования может осуществляться и путем подачи иска в Верховный суд (такие дела рассматривает судебная коллегия по делам интеллектуальной собственности), так и в МАРТ (Министерство антимонопольного регулирования и торговли). Может быть и обратная ситуация: претензии со стороны контролирующих органов, неблагоприятные для имиджа события, связанные с компанией, на чье наименование похоже название вашей компании, могут негативно отразиться на вашем имидже.
Наша рекомендация: не только проверять предполагаемое наименование, но и посмотреть, что будет при поиске придуманного вами обозначения через разные поисковые системы или в определенных регионах. И конечно, помните про процедуру согласования имен.
3) «Никто не лучше, никто не хуже»
Указанный выше принцип часто приписывают шведам, в качестве основы мировоззрения «хюгге». В полной мере он, как ни удивительно, применим к выбору наименования для организаций.
Безусловно, для многих учредителей их компания является самой лучшей, продвинутой и классной, особенно если начинается проект, который существенно отличается от конкурентов инновационными решениями и подходами. Но важно помнить, что одно из ограничений, установленных законодательством, заключается в том, что наименования не могут содержать слова в превосходной степени сравнения, а также создающие впечатление, что юридическое лицо является лидером в определенной отрасли («первый», «самый лучший» и «крутейший» и так далее, причем в любом роде, падеже, числе).