О том, что в таких случаях следует знать и как правильно вести себя руководителям, в рамках мероприятий IX Международной практической конференции «Технологии розничной торговли» рассказали представители бюро «Степановский, Папакуль и партнеры» Татьяна ИГНАТОВСКАЯ и Дмитрий СЕМАШКО.
ПРОВЕРКА ПРОВЕРКЕ РОЗНЬ…
Поведение руководства и сотрудников компании во многом зависит от того, с какой целью пришли проверяющие, считает Т.Игнатовская. В процессе хозяйственной деятельности бизнес может столкнуться с широким спектром проверочных мероприятий — от плановой проверки до мониторинга, а также с применением различных методов проведения: сплошных или выборочных проверок. Поводы для проверок также могут быть различными, например, о проверочных мероприятиях — в рамках оперативно-розыскной деятельности — в компании могут не узнать, если она не повлекла за собой уголовного преследования. Но даже если к вам пришли с проверкой в рамках уголовно-правового поля, паниковать не следует. Вначале необходимо уточнить у проверяющих, в отношении кого возбуждено дело. Нередко это может быть связано с уголовным преследованием ваших партнеров. Поэтому нужно внимательно выбирать компаньонов и тщательно оформлять документы: акты, договоры, накладные и т.д. Если потенциальный партнер предлагает вам неоднозначную сделку, то от нее лучше отказаться. Если рассказывает о варианте, как можно уйти от налога (налогов), также не советуем рисковать своей деловой репутацией, а главное — бизнесом и личной свободой.
САМЫЕ «ТРАДИЦИОННЫЕ» — ПЛАНОВЫЕ И ВЫБОРОЧНЫЕ ПРОВЕРКИ
Проверяющие обычно проводят фактические и документальные проверки. «К плановым проверкам всегда можно подготовиться: заблаговременно пригласить аудиторов и определить наиболее проблемные для компании, по мнению руководства, вопросы после проверки», — отметила Т.Игнатовская. При сплошных проверках контролирующие органы могут не заметить серьезных проблем в работе компании.
САМЫЕ «НЕОЖИДАННЫЕ» — ВНЕПЛАНОВЫЕ ПРОВЕРКИ. ТАКЖЕ ОСОБО СТОИТ ОТМЕТИТЬ ТАКОЕ ПРОВЕРОЧНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ КАК … МОНИТОРИНГ
Серьезные проблемы у субъектов хозяйствования обычно возникают при контрольных и выборочных проверках, мониторингах. «С внеплановой проверкой в организацию приходят в случае наличия информации о совершаемом либо совершенном правонарушении, — сказал Д.Семашко. — Поводы могут быть различными: от обращения гражданина до информации органа уголовного преследования. При этом особенно тщательно разбираются, если поступил сигнал о нарушении финансовой дисциплины или уголовном преступлении. В этом случае не исключено проведение мероприятий в рамках оперативно-розыскной деятельности, параллельно с «обычной» проверкой. Чтобы проверить полученную информацию о субъекте хозяйствования или его руководстве, проверяющие могут выборочно изучить документы, провести инвентаризацию, выемку и опись документов, осмотреть территорию и т.д. В магазине, например, сделать контрольную закупку. Поэтому продав товар или оказав услугу, всегда необходимо быть готовым к тому, что в ответ продавцу предъявят служебное удостоверение. Опасность мониторинга в том, что с точки зрения законодательства он преследует благие цели — выявить и указать субъекту хозяйствования на нарушения, не применяя штрафных санкций. На деле же он все чаще становится отправной точкой для назначения проверки, влекущей административное или судебное разбирательство.
ЧЕМ ОПАСЕН МОНИТОРИНГ?
Прийти с мониторингом в организацию проверяющие могут в любой момент. Если в работе не выявлены нарушения, то документально подтверждать проведенный мониторинг субъекта хозяйствования они не обязаны. Если обнаружены недостатки, то их нужно срочно устранить, причем лучше до того, как проверяющие покинут объект, а также отчитаться в проверяющий орган, дабы подтвердить проделанную работу. Спорить, что «это не то, что вы подумали», провоцируя конфликтную ситуацию, не следует. В последние полгода руководители субъектов хозяйствования часто сталкиваются с ситуацией, когда после мониторинга их, не уведомляя о нарушениях и не дав времени на устранение, вызывают в проверявшую организацию для составления протокола. Как быть в таком случае? Смиренно все подписать или все же не согласиться с проверявшими? Т.Игнатовская и Д.Семашко отметили, что оспорить действия проверяющих можно, если на то есть правовые и фактические основания. Но сделать это нужно в соответствии с установленным законом порядке. «Необходимо помнить, что любой контролирующий орган может составить протокол по факту нарушения (при непосредственном обнаружении). Причем неважно, как его обнаружили — в ходе мониторинга или проверки, — подчеркнул Д.Семашко. — Но если это произошло в ходе мониторинга, то субъекту хозяйствования должно быть направлено официальное предписание об устранении нарушения с подтверждающими документами в приложении». В любом случае необходимо понимать, что каждая на первый взгляд «типовая ситуация» несет в себе целый набор обстоятельств, которые превращают ее в «эксклюзив», поэтому дать один совет на все случаи жизни не получится, да и неправильно. Если Вы предполагаете, что Ваши права нарушены или могут быть нарушены, Вы должны отражать это в предъявляемых Вам процессуальных документах. Фиксировать это в письменной форме, чтобы впоследствии была возможность оспаривать это в государственном органе или суде. Лучше потратить свое время и написать: «Не согласен с составлением протокола и вменением мне данного административного правонарушения, так как после проведенного мониторинга (указывается дата) нами не было получено уведомление об устранении правонарушения. Прошу разъяснить, на основании чего получена указанная информация», а также потребовать копию документа, чем впоследствии пытаться голословно утверждать, что были не согласны с каким-то документом, действием, решением. Принимать решение о том, как организация будет дальше обжаловать протокол, нужно исходя из поставленной задачи, — признания незаконных действий проверяющих, оспаривания процессуального документа или отмены или минимизации штрафа, конфискации товара, выручки, дохода и т.п. Когда после мониторинга в организацию все же направляется уведомление, а допущенное нарушение документально подтверждено, можно попытаться оспорить действия проверяющих. Например, указать, что в проверке участвовали лица, не указанные в перечне проверяющих предписания о проверке, или оспорить другие действия контролирующих органов. Но для этого необходимо владеть полной информацией о проверке, проведенной в субъекте хозяйствования. К слову, она потребуется не только для оспаривания штрафных санкций после мониторингов, но и после других видов проверок, повлекших неприятные для организации последствия.
НА ЧТО СЛЕДУЕТ ОБРАТИТЬ ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ, ЕСЛИ В КОМПАНИЮ ПРИШЛА ПРОВЕРКА
- Поинтересоваться видом и формой проверки, от этого во многом зависит стратегия поведения и административно-правовой защиты.
- Проверить документы у проверяющих, сверить их фамилии с указанными в перечне предписания о проверке.
- Не позволять лицам, не включенным в перечень проверяющих, осуществлять какие-либо действия в организации — проводить выемку и опись документов, осмотр объекта, досмотр сотрудников, руководителей организации и др.
- Если проверяющих сопровождают сотрудники МВД, то поинтересоваться их целями и задачами (по общему правилу они должны обеспечивать безопасность проверяющих).Прежде чем пускать в помещения неустановленных лиц, необходимо внимательно ознакомиться с предписанием (протоколом осмотра, возможно, даже с санкцией прокурора), а также потребовать у контролеров документы, удостоверяющие их статус. Однако после того как Вы удостоверились, «ху из ху» , заслонять грудью вход в организацию проверяющим, как и говорить, что «руководителя нет, поэтому приходите завтра», — не следует. Подобное эмоциональное реагирование только приведет к конфликту, который может серьезно осложнить даже самую безобидную проверку.
- Необходимо понимать истинную причину проверки.
- За действиями проверяющих нужно внимательно наблюдать, минимально комментировать и отвечать только на конкретные вопросы.
- Если в роли проверяющих выступают представители правоохранительных органов, которые предъявляют документы, позволяющие действовать в рамках уголовного преследования, необходимо внимательно изучить и зафиксировать текст, ксерокопировав или дословно переписав его. Руководителям следует четко понимать, кому и какую информацию можно предоставлять.
- Общеизвестно, что одни отрасли проверяют чаще других. Риск совершения противоправных действий и административных нарушений персоналом в некоторых организациях гораздо выше. А значит, необходимо учитывать группу риска, к которой относится ваша компания. Если существует высокая вероятность проверки, то следует быть в постоянной боеготовности, не откладывая «на потом» оформление договоров, актов, приказов, распоряжений, накладных и других документов. В противном случае проверяющие могут зафиксировать нарушения, которых вполне можно было избежать.
И самое важное — руководителям не следует писать «пояснения-объяснения» до проведения проверки, как бы настойчиво этого не требовали проверяющие.
Анастасия Савенко, Журнал «Директор» №5 (203) — май 2016.

