Не так давно прошли новости о том, что белорусский франчайзи польской компании LPP (бренды Cropp, House, Reserved) прекращает свою детальность в Беларуси и что польская компания планирует самостоятельный выход на белорусский рынок.
У многих участников рынка сложилось впечатление о том, что франчайзи на белорусском рынке никак не защищены и владелец франшизы вправе в любой момент прекратить отношения со своим партнером. Так ли это на самом деле и какими еще мифами окутан франчайзинг?
Пробуем разобраться в этих непростых вопросах и развеять существующие мифы вместе с Надеждой Хаданович, руководителем направления IP/IT в SP&P.
- Миф 1: Если документ называется договором франчайзинга, то это и есть договор франчайзинга.
Неправда. К сожалению, при работе с юридическими документами правило «как корабль назовешь…» не работает. Совершенно не важно, как поименован документ, важно его содержание.
Договор франчайзинга имеет достаточно существенную специфику в Республике Беларусь, так как его обязательными составляющими компонентами должны быть:
- Право на использование фирменного наименования;
- Право на использование нераскрытой информации в предпринимательской деятельности франчайзи.
Под фирменным наименованием понимается особое средство индивидуализации. Это то наименование, под которым компания выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует ее среди других компаний, состоящее из индивидуализирующей части и корпуса фирмы, то есть указания на организационного-правовую форму компании. Например, ООО «Ромашка» или Sunflower Ltd. Фирменное наименование юридического лица может быть использовано в принадлежащем ему товарном знаке, однако в силу договора франчайзинга по белорусскому законодательству право на использование фирменного наименования должно быть предоставлено по договору отдельно. Иностранные фирменные наименования пользуются охраной на территории Беларуси на основании норм международного законодательства, а именно Парижской конвенции по охране промышленной собственности (ст. 8: «Фирменное наименование охраняется во всех странах Союза без обязательной подачи заявки или регистрации и независимо от того, является ли оно частью товарного знака»).
Право на использование нераскрытой информации — это, как правило, право на использование секрета производства или ноу-хау. К ноу-хау может относится, к примеру, особая рецептура блюд, другая информация, которая имеет коммерческую ценность в силу ее неизвестности третьим лицам.
Те же договоры, которые в реальности зачастую заключают иностранные компании с местными партнерами, — это максимум лицензионные договоры в отношении использования товарного знака или знаков, так как компонент «фирменного наименования» часто упускается иностранными компаниями из виду.
Соответственно, важно еще на этапе оформления отношений с владельцем франшизы проверить условия договора и правильно определить, что за договор в принципе заключается.
Совет: на старте четко оговорить условия сотрудничества и оформить их сообразно фактическим договоренностям. Договор всегда должен соответствовать намерениям сторон, так как в противном случае сделка может быть признана притворной. В соответствии с белорусским гражданским законодательством притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, ничтожна. К сделке, которую стороны действительно имели в виду, с учетом существа сделки применяются относящиеся к ней правила. Как следствие, если предоставлять право на использование фирменного наименования и/или ноу-хау, а равно иной нераскрытой информации не планируется, то заключать договор франчайзинга нет никакого смысла, потому что на выходе стороны получат документ, который только называется «договор франчайзинга», не являясь таковым по смыслу и содержанию.
- Миф 2: Договор франчайзинга заключается в простой письменной форме, то есть это документ, подписанный обеими сторонами сделки. Следовательно, для его заключения, изменения или прекращения не нужно соблюдать какие-либо формальности.
Неправда. Договор франчайзинга подлежит регистрации в патентном органе — ГУ «Национальный центр интеллектуальной собственности». Как следствие, и его досрочное расторжение также должно проходить через патентный орган. То есть процедура заключения и расторжения договора не такая простая, как может казаться на первый взгляд.
Без регистрации даже корректно составленный договор франчайзинга является ничтожным.
Совет: всегда проверяйте законодательство на предмет наличия либо отсутствия требований к порядку оформления сделки, а также обратите внимание на последствия несоблюдения таких требований.
- Миф 3: Договор франчайзинга интересен только франчайзеру, так как защищает его интересы. Франчайзи абсолютно незащищен.
Неправда. В целом, договор франчайзинга накладывает определенные ограничения как на правообладателя, т.е. владельца франшизы, так и на ее пользователя. В частности, договором франчайзинга могут быть предусмотрены ограничения прав сторон, например, посредством указания на обязательство правообладателя воздерживаться от собственной аналогичной деятельности на этой территории, что следовало бы включить в договор для обеспечения защиты интересов франчайзи. Более того, владелец франшизы обязан контролировать качество товаров (работ или услуг), производимых (выполняемых или оказываемых) франчайзи на основании договора франчайзинга. С учетом данного обязательства правообладатель даже несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к франчайзи требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) им по договору франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) непосредственно самим правообладателем.
Совет: избегайте подписания типовых форм, которые Вам дает контрагент. Нужно помнить и понимать, что эти формы он составлял под себя и исходя исключительно из своих интересов. О защите Ваших интересов можете позаботиться только Вы и желательно озаботиться этим заблаговременно.
Резюмируя, любой договор, заключаемый с иностранным контрагентом, должен соответствовать императивным нормам белорусского законодательства. В ситуации с лицензионным договором в отношении охраняемых в Беларуси товарных знаков и договоров франчайзинга — такие договоры подлежат государственной регистрации. Если договор не соответствует белорусскому законодательству — он является ничтожным, если законом отдельно не предусмотрены иные последствия такого несоответствия.
Базовый совет: грамотно структурировать отношения с партнером, выступающим владельцем франшизы, еще на этапе первичных договоренностей во избежание спорных ситуаций и недопонимания в будущем.

