Автор: Надежда Шакель
На определенной стадии роста бизнес, который является достаточно успешным, начинает привлекать внимание со стороны третьих лиц. Желая повторить успех, они обращаются к «основателю» соответствующего проекта, зачастую предлагая заключить договор франчайзинга. Вторая, не менее часто встречающаяся ситуация – когда клиент – владелец франшизы заинтересован в развитии своего бизнеса, но вместо того, чтобы осуществлять открытие новых объектов самостоятельно, полагает возможным поделиться своими наработками с третьими лицами за определенную плату, тиражируя свой успешный опыт.
Исходя из имеющейся практики, сфера франчайзинга во многом является «полем для заблуждений». Остановимся на некоторых из них.
- Фокус на передаче прав на товарный знак.
Достаточно часто стороны уверены в том, что сущностью договора франчайзинга является предоставление прав на товарный знак, а также некоторой не столь важной «сопроводительной информации» к нему. В действительности основным объектом интеллектуальной собственности, подлежащим передаче по договору франчайзинга, является фирменное наименование. Кроме того, в состав лицензионного комплекса, предоставляемого франчайзи (пользователю), должно входить право использования нераскрытой информации (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах), частью которой может быть такой объект интеллектуальной собственности как ноу-хау (секреты производства). При необходимости в договоре может предусматриваться передача иных объектов ИС (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и др.).
- Неверное понимание принадлежности прав.
В Республике Беларусь допускается регистрация прав на товарный знак на физическое лицо. При этом, например, наличие права на товарный знак у директора компании (как физического лица) не означает, что компания имеет право передавать соответствующие права по договору франчайзинга. Напомним, что сторонами по договору франчайзинга могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, но не физические лица. В этой связи до начала действий по заключению договора франчайзинга следует проверить, кому принадлежат права на составляющие передаваемого «лицензионного комплекса», а также срок их действия, и обеспечить надлежащую принадлежность прав у лица, планирующего выступать франчайзером (правообладателем по договору франчайзинга).
- Закрепление в договоре условий, нарушающих конкуренцию.
Антимонопольное законодательство напрямую исключает договоры франчайзинга из составов неконкурентных соглашений, подразумевая, что при заключении договора франчайзинга на получателя франшизы могут налагаться определенные, в том числе, существенные ограничения прав. Тем не менее, в ряде случаев при несогласовании существенных для франчайзинга условий либо иных изъянов в заключенном договоре, ограничения прав сторон (как правообладателя, так и пользователя) по договору франчайзинга могут быть признаны судом недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти ограничения с учетом состояния соответствующего товарного рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству. Поэтому при заключении договора важно убедиться, что все законодательные требования к договору франчайзинга, сторонам, передаваемым объектам соблюдены и соответствуют действительной воле сторон.
- Отсутствие должного внимания к выбору франчайзи (пользователя) по договору франчайзинга и контролю его деятельности.
Передавая комплекс прав по договору франчайзинга, правообладатель обычно рассчитывает на получение прибыли, полагая, что, передав франчайзи комплекс прав и требуемую информацию, далее он может ограничиваться «поддерживающими» услугами, не вникая в деятельность пользователя. Как результат, при заключении договора вопросу контроля качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора франчайзинга, внимания не уделяется. При этом не учитывается, что согласно закону правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем.
- Несоблюдение требований по регистрации договора франчайзинга.
Согласовывая условия франшизы, стороны обычно концентрируются на финансовых взаимоотношениях, связанных с предоставлением лицензионного комплекса. При этом упускается необходимость регистрации данного договора в патентном органе (в Государственном реестре договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) Республики Беларусь). Также следует учитывать, если по договору франчайзинга передаются права в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, то такие договоры дополнительно подлежат регистрации в Государственном реестре лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности Республики Беларусь. При этом за передачу прав за каждый такой объект взимается пошлина (справочно: в настоящее время согласно Налоговому кодексу размер пошлины за регистрацию договора франчайзинга составляет 10 базовых величин и дополнительно 5 за каждые патент, свидетельство).
Изображение: freepik.com

