SP&P SP&P SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Арбитражный Суд
    • Корпоративное управление
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Арбитражный Суд
    • Корпоративное управление
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
Июл 29
Франчайзинг 2020

Франчайзинг

  • 29.07.2020
  • Экспертное мнение

Автор: Надежда Шакель

На определенной стадии роста бизнес, который является достаточно успешным, начинает привлекать внимание со стороны третьих лиц. Желая повторить успех, они обращаются к «основателю» соответствующего проекта, зачастую предлагая заключить договор франчайзинга. Вторая, не менее часто встречающаяся ситуация – когда клиент – владелец франшизы заинтересован в развитии своего бизнеса, но вместо того, чтобы осуществлять открытие новых объектов  самостоятельно, полагает возможным поделиться своими наработками с третьими лицами за определенную плату, тиражируя свой успешный опыт.

Исходя из имеющейся практики, сфера франчайзинга во многом является «полем для заблуждений». Остановимся на некоторых из них.

  • Фокус на передаче прав на товарный знак.

Достаточно часто стороны уверены в том, что сущностью договора франчайзинга является предоставление прав на товарный знак, а также некоторой не столь важной «сопроводительной информации» к нему. В действительности основным объектом интеллектуальной собственности, подлежащим передаче по договору франчайзинга, является фирменное наименование. Кроме того, в состав лицензионного комплекса, предоставляемого франчайзи (пользователю), должно входить право использования нераскрытой информации (сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах), частью которой может быть такой объект интеллектуальной собственности как ноу-хау (секреты производства). При необходимости в договоре может предусматриваться передача иных объектов ИС (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков и др.).

  • Неверное понимание принадлежности прав.

В Республике Беларусь допускается регистрация прав на товарный знак на физическое лицо. При этом, например, наличие права на товарный знак у директора компании (как физического лица) не означает, что компания имеет право передавать соответствующие права по договору франчайзинга. Напомним, что сторонами по договору франчайзинга могут быть коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, но не физические лица. В этой связи до начала действий по заключению договора франчайзинга следует проверить, кому принадлежат права на составляющие передаваемого «лицензионного комплекса», а также срок их действия, и обеспечить надлежащую принадлежность прав у лица, планирующего выступать франчайзером (правообладателем по договору франчайзинга).

  • Закрепление в договоре условий, нарушающих конкуренцию.

Антимонопольное законодательство напрямую исключает договоры франчайзинга из составов неконкурентных соглашений, подразумевая, что при заключении договора франчайзинга на получателя франшизы могут налагаться определенные, в том числе, существенные ограничения прав. Тем не менее, в ряде случаев при несогласовании существенных для франчайзинга условий либо иных изъянов в заключенном договоре, ограничения прав сторон (как правообладателя, так и пользователя) по договору франчайзинга могут быть признаны судом недействительными по требованию антимонопольного органа или иного заинтересованного лица, если эти ограничения с учетом состояния соответствующего товарного рынка и экономического положения сторон противоречат антимонопольному законодательству. Поэтому при заключении договора важно убедиться, что все законодательные требования к договору франчайзинга, сторонам, передаваемым объектам соблюдены и соответствуют действительной воле сторон.

  • Отсутствие должного внимания к выбору франчайзи (пользователя) по договору франчайзинга и контролю его деятельности.

Передавая комплекс прав по договору франчайзинга, правообладатель обычно рассчитывает на получение прибыли, полагая, что, передав франчайзи комплекс прав и требуемую информацию, далее он может ограничиваться «поддерживающими» услугами, не вникая в деятельность пользователя. Как результат, при заключении договора вопросу контроля качества товаров (работ, услуг), производимых (выполняемых, оказываемых) пользователем на основании договора франчайзинга, внимания не уделяется. При этом не учитывается, что согласно закону правообладатель несет субсидиарную ответственность по предъявляемым к пользователю требованиям о несоответствии качества товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) пользователем по договору франчайзинга, качеству аналогичных товаров (работ, услуг), продаваемых (выполняемых, оказываемых) непосредственно правообладателем.

  • Несоблюдение требований по регистрации договора франчайзинга.

Согласовывая условия франшизы, стороны обычно концентрируются на финансовых взаимоотношениях, связанных с предоставлением лицензионного комплекса. При этом упускается необходимость регистрации данного договора в патентном органе (в Государственном реестре договоров комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинга) Республики Беларусь). Также следует учитывать, если по договору франчайзинга передаются права в отношении изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, сортов растений, топологий интегральных микросхем, товарных знаков, то такие договоры дополнительно подлежат регистрации в Государственном реестре лицензионных договоров, договоров уступки и договоров залога прав на объекты интеллектуальной собственности Республики Беларусь. При этом за передачу прав за каждый такой объект взимается пошлина (справочно: в настоящее время согласно Налоговому кодексу размер пошлины за регистрацию договора франчайзинга составляет 10 базовых величин и дополнительно 5 за каждые патент, свидетельство).

Изображение: freepik.com

← Назад

Рубрики

  • Антимонопольные новости
  • Арбитражный Суд
  • Корпоративное управление
  • Мероприятия
  • Новости компании
  • Персональные данные
  • Экспертное мнение

Свежие публикации

  • Займы по новым правилам
  • Неочевидные и дорогостоящие риски применения 33 статьи Налогового Кодекса
  • Электронное правосудие и чем оно будет удобно участвующим в деле
  • Неочевидные и дорогостоящие риски применения 33 статьи Налогового Кодекса
  • Агентский договор с Россией: правовые риски для бизнеса Беларуси
  • «О совершенствовании регулирования потребительского рынка»
  • Неочевидные и дорогостоящие риски применения 33 статьи Налогового Кодекса
  • Заочное производство – экономия времени рассмотрения дела в суде или борьба с недобросовестными ответчиками?
ООО «Степановский, Папакуль и партнёры.
Юридические услуги»
УНП: 193588385
Специальное разрешение (лицензия) №02240/2982
выдано Министерством юстиции РБ 14.09.2021
  • Ограничение ответственности
  • Политика конфиденциальности
  • Политика конфиденциальности уполномоченного лица
Скачать презентацию о компании
Юридический адрес:
Минск | Республика Беларусь
ул. Куйбышева 16 (вход с ул. Киселева 21) | 220029
Тел.: +375 (17) 269 55 00
Факс: +375 (17) 204 86 72
Моб.: +375 (29) 340 44 83 | +375 (33) 300 44 83
E-mail: info@spplaw.by
Платежные системы
Подписаться на новости
© 2011 - 2025. Все права защищены. All rights reserved.