«Большой» уверен: слово «бизнес» почти всегда означает «конфликт», особенно если мы говорим о бизнесе с партнерами. О том, как избежать конфликтных ситуаций и правильно выстраивать отношения с партнерами, рассказывает Александр Степановский.
КТО: управляющий партнер адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры»
ПОЧЕМУ: «Большому» интересно, как вести бизнес с партнерами без конфликтов
ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ на фразу: «Война в бизнесе крайне разрушительна для обеих сторон»
— Возможен ли бизнес с партнерами без конфликтов?
— Я не знаю ни одного случая, чтобы между партнерами не было кризисных ситуаций. Это лишь вопрос времени. И главная проблема в том, что наш менталитет таков: как только случается кризис, мы начинаем войну. Мы не приучены к тому, чтобы спокойно сесть и поговорить, а действуем по принципу «меня обидели, значит, я отомщу». Люди пытаются с помощью всяческих уловок: юридических, психологических, административных — решить проблему в свою пользу. Я бизнес-адвокат, занимаюсь юридическим обслуживанием бизнеса с 1992 года — и с тех пор ничего не изменилось. Но я всегда ставлю вопрос о возможном примирении — примирение в любом случае выгоднее войны. От этого выигрывают все. Но самое главное: конфликт лучше предупредить, нежели ликвидировать его последствия.
— Как давно вас заинтересовала тема конфликтов?
— Этой темой я интересуюсь всю свою правовую жизнь. Я один из первых выучился и получил лицензию по антикризисному управлению, это было в 1999 году. И четыре года занимался вопросами банкротства. У меня было два вида деятельности: юридические услуги и антикризисное управление.
— В чем отличие вашей работы от медиации?
— Медиатор — это посредник, он не должен занимать позицию той или иной стороны, а использовать те методы, которые позволяют приблизить позиции сторон, оставаясь при этом нейтральным. Задача медиатора — найти позицию «выиграл — выиграл», а не одна сторона выиграла, а вторая проиграла. Отличие в том, что я представляю какую-то одну сторону, но при этом пытаюсь использовать методы медиаторов. Я могу применять гораздо более широкий набор инструментов для влияния на обе стороны. Ведь на своего клиента я тоже влияю, пытаясь подтолкнуть его к столу переговоров. Но главное — его победа, поэтому я представляю интересы только одной стороны.
— Какие эффективные способы решения конфликтов вы могли бы обозначить?
— Я видел несколько десятков ситуаций и сделал вывод, что есть только два эффективных способа: либо стол переговоров, либо жесткая война. В случае войны люди не разбирают способы решения конфликта, они используют влияние на семью, влияние на кредиторов, на банки, просто колоссальный перечень способов влияния на ситуацию. Иногда и я прибегаю к этим способам, но только для того, чтобы подтолкнуть людей к примирению, чтобы они поняли, что война крайне разрушительна для обеих сторон. Таким образом конфликт либо вообще не решится, либо решится с большими потерями.
— Может быть, проще решать конфликты в суде?
— Я не очень люблю суд. Суд — это всегда решение, которое не зависит ни от одной из сторон. А если пытаться разрешить спор с помощью переговоров, то это может быть долго и болезненно, но это будет решение сторон, а не суда.
— Если конфликты с партнерами неизбежны, как тогда правильно вести бизнес, чтобы минимизировать потери от возможного конфликта?
— Самое главное: если кроме вас бизнесом владеет еще кто-то, если есть партнеры, ваши отношения нужно обсудить и зафиксировать на бумаге. Как ни парадоксально, но наша жизнь гораздо многограннее, глубже, чем законодательство, которое ее регулирует. Законодательство все время догоняет реальную жизнь, и здесь я могу сказать: партнеры должны договариваться в начале любого дела.
Но, как правило, в 99% случаев они не фиксируют свои договоренности на бумаге, и это может крайне негативно сказаться в дальнейшем. Поэтому я рекомендую при начале любого бизнеса обсудить и зафиксировать на бумаге отношения партнеров. Это советую делать и успешным бизнесменам с успешными предприятиями: я знаю много ситуаций, когда в случае бракоразводного процесса одного из партнеров бизнес буквально разваливался на части. Также не следует забывать о введении детей в бизнес: эти процессы уже начались, и они тоже могут закончиться конфликтом с партнерами.
— А как эти обсуждения, переговоры фиксируются на бумаге? Под видом какого документа?
— Раньше мы это называли соглашением по понятиям. А вообще, это может быть зафиксировано в любой форме, лишь бы на бумаге.
— Как этот документ будет называться? Какую юридическую силу он будет иметь?
— Сейчас мы называем это выражением «партнерское соглашение». И заключить партнерское соглашение я рекомендую всем бизнесменам, кто работает с партнерами. Это прогрессивная практика, которая пойдет на пользу бизнесу.
— Растет ли количество партнерских соглашений из года в год?
— Что касается России, там их заключает порядка 1-3% от общей массы бизнесменов. В Беларуси данная цифра еще ниже. И тем не менее я вижу интерес к этому. Партнерское соглашение — это не юридический документ, но хорошая основа для подготовки юридических документов, которые будут обладать необходимой силой. Наше законодательство помогает многие вещи сделать юридически защищенными, просто люди недостаточно работают над этим.
— То есть вы сторонник письменной фиксации всех договоренностей?
— Да, я сторонник этого. Ведь мы легко забываем, о чем договариваемся. Соответственно, если мы имеем письменное доказательство, то оно нам подскажет, что мы уже обсуждали, а что нет.
— А нужно ли еще какими-то документами фиксировать отношения между партнерами?
— Это могут быть учредительные документы, внутренние локальные документы компании, например положение о совете директоров. Трудовые договоры с наемными работниками, с генеральным директором, если он не является собственником. Вариантов много, но суть та же: в любом случае отношения между партнерами нужно фиксировать с помощью юриста.
— Ваша компания может оформить все эти документы и помочь с решением вопросов?
— Совершенно верно. Моя задача — помочь бизнесу работать с меньшими потерями. В первую очередь эмоциональными, во вторую — денежными. Я очень рад, когда у клиентов все хорошо. Считаю, что правильный бизнесмен всегда идет сначала к юристу, а затем принимает какое-то решение. Но наша действительность на данный момент такова: сначала мы делаем, а затем решаем возникшие проблемы.
— Помимо отношений с партнерами, с какими еще проблемами могут столкнуться наши бизнесмены?
— Сейчас начинается эпоха, когда в работающий бизнес приводят выросших детей. И на этом этапе тоже возникает много конфликтов: не все партнеры согласны, не все партнеры готовы «полноценно» их воспринимать. Поэтому и здесь важно заключать партнерские соглашения. Я еще раз подчеркиваю: все отношения нужно регулировать — брачные, семейные. Если сразу обратиться к юристу, впоследствии можно сильно сэкономить как время, так и средства.
— В чем опасность бракоразводного процесса для бизнеса?
— Опасность во многом, поэтому в первую очередь нужно рассматривать возможность заключения брачного договора. И очень важно, даже если ваш партнер состоит в браке много лет, подтолкнуть его к подписанию брачного договора. Понятно, что разговор сложный, но в конечном итоге это решение будет полезным для всех.
И еще стоит подумать о наследовании и завещании. Законодательство наследования у нас, с одной стороны, понятное, с другой — не очень продуманное. И многие вещи невозможно урегулировать. Но задумываться об этом стоит уже сейчас — просто для того, чтобы в дальнейшем сохранить бизнес.
— Если вас послушать, какую ситуацию ни возьми, всегда есть проблемы. Лучше не жениться, потому что будут проблемы, детей к бизнесу не подпускать, потому что тоже будут проблемы. И главное — не делать бизнес с партнерами, работать в одиночку. В случае, когда бизнес принадлежит одному человеку, могут быть еще какие-то нюансы, возможные конфликты?
— В любом случае у вас есть родственники. И вам нужно подумать о наследстве, потому что эта проблема может возникнуть у каждого и в любой момент.
— Сколько времени занимает весь процесс работы с клиентом: составление партнерских соглашений, брачного договора и т.д.?
— Все зависит от отношений между людьми. Это может занять сутки, а может растянуться на месяцы.
— А стоимость юридических услуг, которые можно назвать словосочетанием «предупреждение конфликтов»?
— У всего есть своя цена, но наши услуги обойдутся вам куда дешевле по сравнению с возможными потерями…


 
 