Вопрос
Если к нам поступило письмо от государственной организации с запросом на характеристику на бывшего работника, можно ли ее не предоставлять?
Ответ
Наниматели могут запрашивать характеристики как реализуя предоставленные им законодательством права, так и в рамках выполнения возложенных на них обязанностей.
У каждого нанимателя есть право запрашивать характеристику, решение о необходимости ее получения он принимает самостоятельно.
Обязанность запрашивать характеристику установлена для:
- государственных органов,
- иных государственных организаций,
- организаций, более 50 процентов акций (долей в уставном фонде) которых находится в государственной собственности.
При составлении такой характеристики следует учитывать требования, установленные Правительством относительно ее формы и содержания.
В обоих случаях характеристика с предыдущего места работы выдается в течение 7 календарных дней со дня получения запроса.
Выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию, а также нарушение сроков их выдачи, признается грубым нарушением трудовых обязанностей. Это может повлечь увольнение руководителя организации или иного должностного лица, ответственного за выдачу характеристики. Кроме того, непредоставление документа может быть основанием для привлечения к ответственности по ст. 24.11 КоАП.
Вопрос
Не нарушает ли предоставление характеристики регулирование о персональных данных (ПД)?
Ответ
Нет, не нарушает.
В обоих рассмотренных нами случаях (и, в случае если это право, и, если это обязанность нанимателя) предоставление характеристики не будет нарушением законодательства о защите ПД. Правовым основанием в рассматриваемой ситуации будет выступать абзац 20 статьи 6 Закона о защите персональных данных (необходимость обработки персональных данных для выполнения обязанностей (полномочий), предусмотренных законодательными актами).
Согласия работника при этом не требуется.