Бизнес-климат в Беларуси является постоянно дискутируемой темой. С одной стороны, правительство уже давно не просто декларирует свое желание его улучшить, но и делает определенные шаги в этом направлении. Это позволило Беларуси в течение нескольких лет заметно улучшить свою позицию в рейтинге Doing Business. С другой стороны, эти позитивные сдвиги пока не привели к бурному развитию бизнеса и массовому притоку иностранных инвестиций.
Об этом противоречии в интервью IPM Review рассуждает управляющий партнер адвокатской компании «Степановский, Папакуль и партнеры» Валерий Папакуль.
— На Ваш взгляд, как нынешнее белорусское законодательство влияет на бизнес-климат в нашей стране?
— В целом в Беларуси принято неплохое законодательство, нацеленное на создание благоприятного бизнес-климата. Могу привести несколько примеров: ставка подоходного налога сегодня является одной из самых низких в Европе, в рамках упрощенной системы налогообложения действует небольшая и понятная ставка налога на предпринимательский доход. Сегодня фактически действует заявительный порядок регистрации бизнеса — зарегистрировать предприятие можно за один день.
Существует множество территорий со значительными льготами для бизнеса. Среди них – свободные экономические зоны, Парк высоких технологий, китайско-белорусский индустриальный парк, малые города. Наведен порядок с проведением проверок субъектов хозяйствования. В Беларуси достаточно низкий уровень коррупции, особенно по сравнению с соседними странами, работает быстрое, четкое судопроизводство. Однако активность предпринимателей, в особенности иностранных инвесторов, оставляет желать лучшего.
— Почему же наличие столь широкого спектра хороших условий не стимулирует бурное развитие бизнеса?
— Да, к сожалению, активность бизнеса замедляется, что видно на цифрах. Так за 9 месяцев 2014 года зарегистрировано 10 141 юридическое лицо (на 35,8% меньше, чем за 9 месяцев 2013 года). Темпы роста создания юридических лиц по сравнению с предыдущим годом сократились более чем вдвое, ИП – почти в 1,5 раза. Инвестиции в основной капитал снизились на 10,4 %.
Все это является следствием многих нерешенных проблем, в том числе экономических.
Но одной из серьезнейших остается проблема нестабильности законодательства. По опросам, более 59 % бизнесменов отмечают эту проблему в числе наиболее важных.
Причем, как бы это ни показалось парадоксальным, не всегда хорошо оценивается не только отрицательные, но и резкие положительные изменения законодательства. Многие понимают, что это похоже на маятник: быстрое улучшение законодательства, не основанное на экономическом росте и других объективных причинах, может вскоре качнуть маятник в другую сторону. Самый свежий пример: готовящиеся изменения по увеличению подоходного налога и изменения в сфере ограничения применения упрощенной системы налогообложения.
Важно понимать и то, что все серьезные инвесторы планируют на годы вперед и закладывают определенные параметры в свою стратегию.
Если конкуренты, которые приходят на белорусский рынок позже, могут получить более значительные льготы (например, зарегистрировавшись на территории льготного налогообложения или получив индивидуальные льготы в соответствии с конкретными нормативными актами), то они становятся гораздо более конкурентноспособными по сравнению с существующими инвесторами. Тем самым ставя последних перед серьезной дилеммой: сворачивать бизнес или нести дополнительные расходы по переносу производства в те же льготные территории.
Другая ипостась нестабильности законодательства – это его быстрое изменение в угоду существующей ситуации. Последний пример: приостановка деятельности магазинов по продаже бытовой техники вследствие недостаточного ассортимента отечественных товаров. Можно также вспомнить введение лицензирования на ввоз импортного пива или приостановление его продаж на период проведения Чемпионата мира по хоккею.
Таким образом, нестабильность законодательства крайне отрицательно влияет на развитие бизнес-климата.
— Как отражается эта нестабильность на общей ситуации на рынке Беларуси?
— Можно, конечно, говорить о благих намерениях и о мерах по поддержке отечественного производителя, но факт остается фактом: подобные меры отпугивают потенциальных инвесторов. Причем серьезных инвесторов. И привлекают инвестиционных спекулянтов (тоже, кстати, имеющих право на существование), которые не нацелены на долгую и стабильную работу. Их задача: максимально быстро получить отдачу на вложенный капитал, например, купив и перепродав недооцененный, но потенциально выгодный бизнес. Поэтому такие компании особо не задумываются о развитии бизнеса.
Чтобы не быть голословным, сошлюсь на официальные данные, обнародованные Национальным агентством по инвестициям и приватизации: на начало третьего квартала в Беларуси было зарегистрировано 1182 инвестиционных договора. Из общего числа был успешно завершен только 331 проект. Часть проектов по различным причинам не начата, приостановлена или реализуется с отставанием графика. Кроме того, за время существования института инвестдоговоров было расторгнуто 555 соглашений.
Многие инвесторы понимают, что в любой момент в Беларуси могут появиться ограничения, которые способны очень сильно ограничить их бизнес ли вообще поставить на нем крест. Кстати, на мой взгляд, это одна из причин высоких цен на белорусском рынке, особенно в сфере обслуживания и общепита. Предприниматели не строят долгосрочных планов, а пытаются как можно скорее получить возврат вложенных инвестиций. Они стремятся увеличить свою маржу, чтобы покрыть будущие расходы, связанные с наступлением возможных ограничений. А в том, что такие проблемы возникнут, мало кто сомневается.
На мой взгляд, многие указанные проблемы могла бы снять так называемая «дедушкина оговорка». Это широко используемый в мировой практике принцип защиты иностранного инвестора от изменений законодательства принимающей стороны. Такая законодательная оговорка является гарантией не ухудшения законодательства (обычно – налогового) на весь срок реализации инвестиционного проекта.
Раньше в нашем законодательстве содержалась норма, согласно которой в случае изменения законодательства для иностранного инвестора в течение пяти лет действуют те же нормы, которые были на момент регистрации его предприятия. Пять лет, в принципе, достаточный срок для реализации или для смены стратегии. Но у нас данную льготу для инвесторов давно отменили. А в России, кстати, гарантия по «дедушкиной оговорке» составляет 7 лет.
В целом законодательство должно уходить от изменений, которые находятся вне зоны планирования и влияния потенциального инвестора. Фактически это и называется стабильностью законодательства, а она, в свою очередь, является одной из важнейших условий улучшения бизнес-климата.