ВАЖНОЙ РОЛЬЮ ГОСУДАРСТВА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ КОНКУРЕНЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИНЯТИЕ МЕР ПО НЕДОПУЩЕНИЮ НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ КОНКУРЕНЦИИ
Статья Татьяны Игнатовской в газете «Белорусы и рынок»(№4, 03 февраля, 2013).
Государственное конкурентное и антимонопольное регулирование имеет много аспектов.
Для адекватного понимания роли государства в сфере защиты конкуренции, а также эффективной работы в рамках ЕЭП необходим комплексный подход.
Продолжая поднятую тему, следует сразу сказать, что в классической модели антимонопольное регулирование не замыкается исключительно на установлении доминирующего положения конкретных субъектов или их групп и определении правил их деятельности на рынках посредством включения в реестр лиц, занимающих доминирующее положение. Это лишь один аспект регулирования.
Также нельзя утверждать, что белорусское антимонопольное регулирование развивается только в этом направлении. Сделки по переходу прав владения пакетами акций (долей) предприятий, финансовые показатели которых превышают установленные законодательством пороги, создание союзов, ассоциаций и холдингов юридических лиц (именующиеся в конкуренции как сделки экономической концентрации) также всегда оставались в зоне внимания белорусского антимонопольного органа.
В последние годы активизировалась практика пресечения антимонопольным органом заключения соглашений, содержащих нормы об эксклюзивности и недопущении заключения договоров с конкурирующими субъектами. Такая практика, в частности, коснулась сферы розничной торговли.
За 2011-2012 годы антимонопольные органы проверили ряд товарных рынков, а также их участников и выдали предписания поставщикам по приведению в соответствие с антимонопольным законодательством положений договора, например, запрещающих объектам торговли размещать торговое оборудование конкурентов поставщика.
Еще одной важной ролью государства в сфере защиты конкуренции является принятие мер по недопущению недобросовестной конкуренции — любых противоречащих законодательству действий, направленных на получение преимуществ в хозяйственной деятельности. Такая практика также есть у антимонопольного органа, однако основная часть дел вытекает из незаконного использования чужих средств индивидуализации — товарных знаков и фирменных наименований.
В то же время следует отметить, что достаточно большая практика по сходной категории дел имеется у Министерства торговли по вопросам пресечения недобросовестной рекламы, которая в Беларуси выпала из сферы регулирования антимонопольного органа.
Также отдельной темой государственного антимонопольного регулирования в классической модели является недопущение соглашений и согласованных действий, препятствующих развитию конкуренции на соответствующих товарных рынках. Причем это касается как субъектов хозяйствования, так и государственных должностных лиц.
Думаю, белорусским бизнесменам будет удивительно узнать, что, например, Федеральная антимонопольная служба России (и ее территориальные органы) ежедневно выносит более 200 предписаний только в отношении государственных чиновников, допускающих действия (или бездействие), препятствующие развитию конкуренции на отдельных товарных рынках.
Эти и многие другие правила конкуренции появятся в белорусском законодательстве уже в текущем году, потому что Планом законопроектов и международными обязательствами Республики Беларусь предусмотрено принятие нового Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
Кроме того, нормы о конкуренции появились уже и в проекте обсуждаемого законопроекта «О государственном регулировании торговой деятельности и общественного питания», а также, по логике, должны быть имплементированы и в другое отраслевое законодательство — о телекоммуникациях, энергетике, транспорте и т. д.
Какие последствия повлечет это для белорусского бизнеса? Какие правила игры должны учитывать белорусские субъекты, ориентированные на расширение рынков сбыта как минимум на территорию стран Единого экономического пространства? Как в целом можно защищать себя нормами законодательства о конкуренции и что можно требовать от участников рынка и регулирующих государственных органов?
Об этих и других аспектах антимонопольного регулирования мы поговорим в следующих номерах «Белорусы и рынок». Белорусские субъекты хозяйствования должны быть готовыми к новым правилам, чтобы не оказаться менее защищенными как на рынках России и Казахстана, так и на своем собственном. Хотя бы в силу того, что в течение года часть функций национальных антимонопольных органов в силу международных обязательств будет передана наднациональному антимонопольному органу — комиссии ЕЭП.

