Многочисленные жалобы перевозчиков, связанные с использованием товарно-транспортных накладных в международных перевозках, наконец, были услышаны в Совете Министров. 5 февраля Совет Министров РБ принял Постановление № 102 «О внесении изменений и дополнений в Правила автомобильных перевозок грузов». Нововведения комментируют адвокат Максим Шапелевич и руководитель налоговой практики Елена Сапего.
Теперь при выполнении международных перевозок исключена необходимость оформления товарно-транспортной накладной наряду с CMR-накладной. Ранее действовавшее требование Правил автомобильных перевозок грузов предусматривало для международных перевозчиков необходимость иметь как «национальную» ТТН, так и международную накладную. С изменениями Правила к обязанностям грузоотправителя отнесена обязанность по предоставлению перевозчику вместе с грузом грузосопроводительных документов и товарно-транспортных накладных. При этом четко оговорено, что при выполнении внутренних перевозок водитель должен иметь при себе товарно-транспортную накладную на перевозимые грузы товарного характера, оформленную в соответствии с законодательством Республики Беларусь, а при выполнении международных перевозок необходимо наличие международной CMR-накладной.
Данные изменения упрощают жизнь перевозчикам, так как снимают весь груз ответственности за правильность оформления сопроводительных документов, а также — для международных перевозок — решен вопрос с использованием CMR-накладной и “белорусской” ТТН. В то же время возростают обязанности грузоотправителей по контролю за правильностью оформления документов.
Ранее правильность и полнота грузопроводителньых документов также возлагалась на грузоотправителей, однако сейчас норма четко указывает, что перевозчик не должен проверять правильность данных сведений.
В связи с этим можно ожидать, что возрастет число так называемых “протоколов в отношении неустановленных лиц” по таможенным правонарушениям (дела об административных правонарушениях прекращаются за неустановлением лица, совершившего правонарушения, а изъятые товары обращаются в доход государства). Ранее в подобных ситуациях к ответственности привлекались перевозчики или их водители, а в нынешних условиях необходимо будет устанавливать грузоотправителя и в уже в отношении грузоотправителя или его сотрудников составлять протокол – как лиц непосредственно несущих ответственность за правильность (читай достоверность) и полноту сопроводительных документов.
Описанные изменения вступают в силу с 11 марта 2016 года.
Вместе с тем, по прежнему сохраняется обязанность по составлению товарной накладной (ТН-2) при международной перевозке товара на экспорт. Дело в том, что ТН-2 является первичным учетным документом, содержащим стоимостные показатели товара и используемым для подтверждения нулевой ставки НДС. На данный факт неоднократно указывало Министерство по налогами и сборам Республики Беларусь в своих разъяснениях.
Пользуясь случаем, в связи с участившимися случаями привлечения к административной ответственности (по сравнению с 2014 годом от 40 % до 150 % в зависимости от региона) за отсутствие, в том числе документов, подтверждающих приобретение (поступление) либо отпуск товаров для реализации (ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях), отметим следующее. В силу абз. 1, 2 подп. 1.12 ст. 22 Налогового кодекса Республики Беларусь плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие документов, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, — в местах хранения этих товарно-материальных ценностей и при их транспортировке.
Санкция статьи 12.17 КоАП достаточно жесткая и позволяет (при доказанности вины) конфисковать выручку, полученную от реализации товара.

