Ирина Аноп проанализировала последние 5 лет «новой волны» приватизации и дала заключения о необходимых для инвестора действиях.
Летом этого года будет 5 лет, как было объявлено о «новой волне» приватизации. Ожидалось, что изменения в законодательстве и провозглашенные планы послужат катализатором приватизационных процессов. Постепенная отмена моратория на отчуждение акций, приобретенных гражданами на льготных условиях, должна была существенно оживить торговлю акциями на бирже.
Анализ промежуточных результатов приводит к выводу, что в большинстве случаев планы по приватизации остались только планами. Конечно же, большинство запланированных к преобразованию унитарных предприятий республиканской и коммунальной собственности, стали хозяйственными обществами, однако, это не приватизация. Были проведены преобразования этих предприятий, а собственником, как было государство, так и осталось. Хотя приватизация — это смена собственности, государственной на частную.
Тем ни менее, интерес инвесторов к объектам приватизации есть. Анализируя проекты, по которым мы работали или работаем сейчас, можно определить несколько причин, сдерживающих приватизацию.
Во-первых, нестабильное законодательство, а также, в какой-то степени его ухудшение по сравнению с периодом объявления его либерализации. Государство не спешит выходить из некоторых бизнесов, которые оно для себя определило как стратегические. Это выражается в смене одних списков «стратегов» на другие, введении преимущественного права государства на приобретение акций определенных хозяйственных обществ и т.д. Причем некоторые нормативные правовые акты вступают в силу задним числом, что также не благоприятно сказывается на планах инвесторов.
Во-вторых, государство не только не спешит расставаться с некоторыми предприятиями, оно стремиться вернуть или усилить свое влияние там. Реструктуризация задолженности с увеличением доли государства в уставных фондах; проведение проверок, по результатам которых создаются условия для безвозмездной передачи акций в собственность государства; возможное принятие изменений в законодательство по вопросам владельческого надзора и т.д. – вот что мы видим сегодня.
Безусловно, на некоторые из указанных тенденций сложно повлиять и юристам, и инвестору. Но это не значит, что проекты невозможны. Это означает лишь одно — необходимо выявить все риски, провести их анализ и выработать схему по их минимизации.
Как показывает наша практика, каждый проект по приобретению объекта приватизации — индивидуален. Даже при некоторой схожести проектов, между ними существуют множество различий, у каждого проекта своя специфика реализации. Но существуют общие принципы, руководствуясь которыми инвестор довольно успешно сможет начать реализацию проекта.
Первое, что мы делаем в проекте — помогаем инвестору проверить историю объекта приватизации, иными словами, заглянуть в прошлое. Этому способствует проведение правового аудита (Due diligence). При проведении Due diligence на практике можно столкнуться с многими вопросами, один из них — отказ в предоставлении инвестору необходимых документов или неполное их предоставление. Иногда те или иные задачи можно выполнить, работая в команде со специалистами других областей, например, аудиторами. Проведение Due diligence является одним из важных мероприятий, которое должно предшествовать приобретению объекта приватизации.
Следующий этап наших действий – помочь максимально спланировать действия инвестора, связанные с объектом приватизации. Планируя приобретение объекта приватизации, мы советуем и помогаем инвестору установить, проверить и оценить:
- Какой объем прав и влияния будет у инвестора на предприятии. Цель большинства инвесторов — установление контроля при принятии решений на предприятии. Поэтому необходимо оценить, например, будет ли способствовать инвестору приобретаемый пакет акций по конкурсу или аукциону достижению вышеуказанной цели. Для этого требуется проведение тщательного анализа законодательства об обществах, действующего устава общества и его локальных нормативных правовых актов.
- Необходимо ли после приобретения объекта приватизации проводить дополнительные мероприятия по усилению контроля или влияния. Например, осуществлять дополнительную эмиссию акций, покупку (скупку) акций у оставшихся акционеров. Такой анализ, помимо достижения указанной выше цели, также способствует определению приблизительных затрат, которые могут возникнуть при реализации проекта.
- Соответствуют ли требованиям законодательства порядок проведения конкурсов или аукционов, на которых приобретаются объекты приватизации, а также документы, оформляющие их результаты.
- Будет ли способствовать реализации проекта заключение инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларусь, какие при этом существуют риски в краткосрочной или долгосрочной перспективе.
- Какие могут возникнуть риски для инвестора, и определить действия, способствующие их минимизации или снижению.
Все вышеописанные мероприятия помогут существенно снизить риски для инвесторов, в том числе связанные с частичной потерей контроля или влияния при реализации проектов. Более того, эти действия позволяют разработать и включить в документы, сопровождающие реализацию проекта, инструменты защиты прав инвесторов.

