Правовое регулирование сферы торговли и общепита претерпевает значительные изменения в связи со вступлением в силу с 22 июля 2014 года Закона Республики Беларусь от 08.01.2014 №128-З «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» (далее — Закон).
Общие положения
В Закон включены новые термины ранее не имевшие законодательного определения (например, торговая сеть, сеть общественного питания). Также Законом закреплены изменённые определения некоторых терминов, которые ранее содержались в иных НПА (например, группа товаров).
Наиболее существенными новшествами являются введение Законом определённых требований к договорам, по которым осуществляются поставки продовольственных товаров субъектам торговли и общественного питания, а также требования к самим субъектам торговли, общественного питания и поставщикам товаров (ст.12 и ст.36 Закона).
Так, торговая сеть, крупный магазин, субъект общественного питания, а также поставщики продовольственных товаров указанным субъектам обязаны обеспечивать взаимный доступ к информации об условиях отбора контрагента и другой информации, направленной на защиту конкуренции и необходимой для заключения договоров, предусматривающих поставки товаров, путем размещения соответствующей информации на своих сайтах в сети Интернет или путем представления запрашиваемой информации безвозмездно в четырнадцатидневный срок со дня получения соответствующего запроса.
Торговым сетям, крупным магазинам, сетям общественного питания, запрещается понуждать поставщика продовольственных товаров, поставляющего товар в торговые сети или крупные магазины, к заключению договоров на приобретение последним нереализованных продовольственных товаров, срок годности (срок хранения) которых истек, а также включать в такие договоры условие о возврате поставщику товаров, не проданных по истечении определенного срока.
Законом введён запрет на осуществление поставки продовольственных товаров субъектам торговли, общественного питания, имеющим сети или крупные магазины, по договорам комиссии, поручения либо смешанным (с элементами вышеуказанных) договорам.
Теперь для оказания субъектом торговли поставщику маркетинговых, рекламных услуг и т.д. связанных с поставляемым товаром сторонам необходимо заключать отдельный гражданско-правовой договор на оказание таких услуг. Ранее допускалось предусматривать соответствующие положения непосредственно в договорах на поставку продовольственных товаров.
Введен запрет на установление в любых договорах вознаграждений субъектам торговли за осуществление субъектом торговли операций, относящихся к торгово-технологическому процессу, например: разгрузка транспорта, приемка продовольственных товаров по количеству и качеству, перемещение к месту хранения, подготовка продовольственных товаров к продаже, фасовка, выкладка продовольственных товаров в торговом зале и на торговом оборудовании, продажа продовольственных товаров и обслуживание покупателей.
Установлены правила определения сроков оплаты продовольственных товаров в случае, когда договором поставки таких товаров предусмотрена отсрочка платежа. В частности, сроки оплаты зависят от срока годности (хранения) товаров и исчисляются в календарных днях со дня приемки товаров субъектом торговли.
Собственники информационных ресурсов, оказывающие субъектам торговли услуги, связанные с осуществлением розничной торговли через интернет-магазин обязаны при заключении договора истребовать у субъекта торговли сведения подтверждающие регистрацию интернет-магазина в Торговом реестре, направлять субъекту торговли, замечания и предложения о работе такого субъекта торговли для рассмотрения, принимать меры по соблюдению продавцами требований законодательства Республики Беларусь о защите прав потребителей.
Установлены требования к созданию стационарных торговых объектов (в том числе торговых центров, рынков), стационарных объектов общественного питания, в частности упорядочено создание стационарных торговых объектов и объектов общественного питания в зависимости от их площади (числа мест).
Законом установлены требования к созданию торговых центров и организации их работы, а также перечислены обязанности администрации торгового центра. Предусмотрено, что для размещения розничных торговых и иных объектов заключаются договоры: аренды, смешанные (содержащие элементы договора аренды), безвозмездного пользования помещениями (их частями).
Закон определил, что создавать фирменные магазины и секции могут не только товаропроизводители, но и иные субъекты торговли. Также регламентированы требования к деятельности таких магазинов и секций.
Гражданско-правовые договоры, содержащие условия, не соответствующие требованиям пунктов 3 — 7 статьи 12, подпункта 2.2 пункта 2 статьи 26 Закона, подлежат приведению в соответствие с ним в течение трех месяцев после вступления в силу Закона (до 22 октября 2014 года). До приведения в соответствие с Законом гражданско-правовые договоры действуют в части, не противоречащей Закону (п. 3 ст. 34 Закона).
Стоит отметить, что практика мониторинга товарных рынков и пресечения неконкуретных соглашений существовала и до принятия Закона: конкурентные правила к торговле изложены в общих положениях Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», которые в полной мере распространяются и на сферу розничной торговли с особенностями, установленными Законом о торговле.
Обращаем Ваше внимание, что контроль за исполнением конкурентных статей Закона о торговле – компетенция антимонопольных органов, а не Министерства торговли.
Указ № 114, предусматривающий ответственность за нарушение правил конкуренции не предоставляет полномочий Минторгу и его подразделениям на составление протоколов и ведение административного процесса. Нарушение конкурентных норм Закона не является нарушением правил торговли.
Если у вас возникли какие-то вопросы по теме комментария, за дополнительной информацией обращайтесь к адвокату и партнёру Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнёры» Татьяне Игнатовской, либо к старшему юристу Сергею Чисятякову

