SP&P SP&P SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Арбитражный Суд
    • Корпоративное управление
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Арбитражный Суд
    • Корпоративное управление
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
Июл 07
foto_s_sayta_arenda-ekskavatora_by

Нерасторопность + беспечность = штраф с конфискацией. Как предпринимателям избежать распространенного нарушения

  • 07.07.2016
  • Экспертное мнение

Товар без сопроводительных документов – одно из самых частых нарушений, за которые предпринимателей штрафуют, а товар конфискуют. Причем часто к административной ответственности могут привлечь компании, которые и не собирались нарушать закон. Зачастую они забывают, что каждая операция должна быть подтверждена первичным документом. А документ должен быть составлен в момент или непосредственно после ее совершения. О том, как избежать нарушения, рассказывают наши эксперты: Ольга Иваненко, учредитель компании «БизнесСтарт» и Дмитрий Семашко, адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».

— По данным Верховного Суда, в 2015 рекордсменом среди административных дел, рассматриваемых экономическими судами, стала ч. 4 ст. 12.17 КоАП, которая предусматривает ответственность за приобретение, хранение, транспортировку и продажу «товара без документов», как ее называют в народе.

2015 год стал пиковым, но и в 2016, если проследить динамику налоговых проверок, статья не теряет «привлекательности» у контролирующих органов.

Один из последних примеров. Налоговая инспекция по Ленинскому району столицы провела внеплановую тематическую оперативную проверку ООО «Ф», осуществляющего хранение в складском помещении 2,1 тонны конфет и сухофруктов. Документов, подтверждающих приобретение (поступление) и хранение товара, не было. По результатам проверки весь товар изъят, ущерб был оценен на 481,6 млн рублей (до деноминации).

Материалы проверки направлены в экономический суд Минска для рассмотрения и принятия решения в соответствии с действующим законодательством.

Распространенная ошибка

Большинство бизнесменов даже не подозревает, чем чреваты нарушения в оформлении и хранении первичных документов. Это одна из самых распространенных ошибок, из-за которых может наступить административное правонарушение по ч. 4 ст. 12.17 КоАП.

Итак разберемся, что, где и когда должно быть оформлено. Правонарушением будет считаться приобретение, хранение, использование в производстве, транспортировка, а также реализация товаров:

А) Без сопроводительных документов.

В) Без документов, подтверждающих приобретение товара.

Г) Без документов, подтверждающих поступление товара.

Д) Без документов, подтверждающих отпуск товаров для реализации.

В эту ловушку зачастую попадают интернет-магазины, которые игнорируют обязанность выписывать накладные при доставке товара покупателю.

Е) Если документы не соответствуют действительности документов — т.е. первичные документы признаны недействительными при взаимодействии с лжепредпринимательскими структурами.

Если вы стали контрагентом такой финансовой структуры, будьте готовы не только к доплатам налогов, но также и к административной ответственности. С возможной санкцией конфискации выручки/товара.

Ж) Если реализация товаров (выполнение работ, оказание услуг) происходит в нарушение запрета органов Комитета государственного контроля.

Какие документы и где должны находиться

Во время проверок необходимо предоставить первичные учетные документы, форма которых утверждена уполномоченными государственными органами (например, товарно-транспортные накладные формы ТТН-1, товарные накладные на отпуск и оприходование товарно-материальных ценностей формы ТН-2, международные товарно-транспортные накладные (CMR-накладные).

Универсальный нормативный акт, который говорит, какие документы и в каких случаях нужны — Налоговый кодекс.

Ст. 22 НК (п.п. 1.12 п.1) гласит, что плательщик обязан обеспечивать, если иное не установлено законодательством, наличие вот этих документов:

1. В местах хранения товарно-материальных ценностей (например, на складе) — документы, подтверждающие приобретение/поступление товара.

2. При транспортировке (т.е. в транспортном средстве) — документы, подтверждающие приобретение (поступление) ТМЦ.

Если законодательством предусмотрено, что необходимо оформлять на транспортируемый товар сертификаты соответствия, ветеринарные, фитосанитарные сертификаты или сертификаты происхождения товара, они должны быть у перевозчика на руках во время сопровождения им транспортируемого товара.

3. При реализации (в торговом объекте):

  • Документы, подтверждающие приобретение товара, если он поступает непосредственно в торговый объект. Например, товар растаможился и прибыл сразу на место продажи;
  • Документы, подтверждающие отпуск в реализацию, если ТМЦ поступили в место реализации после его оприходования в другом месте. Например, товар поступил на склад, после чего был передан для реализации в магазин.

Особо стоит рассмотреть случаи, когда необходимые в той или иной ситуации документы передаются для осуществления учета в бухгалтерию (это не касается ситуации с транспортировкой, когда накладные должны сопровождать груз).

Разъяснения контролирующих органов говорят, что документы, подтверждающие приобретение товаров, их отпуск в реализацию (в частности, товарно-транспортные или товарные накладные) до их передачи в бухгалтерию должны быть в местах хранения/реализации товаров. А после составления и передачи товарного отчета, должны храниться в бухгалтерии компании.

Вроде бы все просто. Но «попадаться» на указанные правонарушения предприниматели не перестают. И зачастую из-за технических моментов, к которым с особой педантичностью относятся контролирующие органы.

Как проходят проверки — несколько технических моментов

Зачастую каждая проверка проходит по одному и тому же сценарию. Если мы говорим о розничной торговле, это контрольная закупка.  Невыбитый чек — требование о предоставлении документов на товар.

Для других видов деятельности схема может быть длиннее либо короче. Но суть от этого не меняется.

По итогу проверки субъект получает требование о предоставлении документов. С указанием срока на их предоставление.

Например, если при проведении проверок были затребованы накладные (оригиналы или заверенные должным образом копии), то они должны быть представлены должностному лицу налогового органа в установленный в требовании срок.

Вне зависимости от того, что говорится проверяемому во время проверки, нужно внимательно читать требование.

Зачастую в ходе проведения проверки проверяющие не знают, какое нарушение может быть допущено субъектом. Поэтому просят документы, которые подтверждают и приобретение товара, и поступление товара, и отпуск в реализацию.

В интересах проверяемого, предоставить все эти документы как можно быстрее (в тех случаях, когда они должны быть в объекте — незамедлительно). А если документы по каким-то причинам не должны находиться на объекте, проверяющие должны предоставить разумный срок для их предоставления.

Особое внимание стоит уделить «приемке» документов проверяющими. Желательно, чтобы она была оформлена актом изъятия документов. Чтобы в последствии не пришлось доказывать, что давались все документы, но за ненадобностью часть из них была возвращена. Или, по рассеянности, не была донесена.

Одновременно у участников проверки берутся объяснения по поводу наличия либо отсутствия документов.Это ключевой момент, к которому нужно относиться со всей серьезностью. Если перефразировать: что написано пером, того в судебном заседании не вырубишь топором. Ведь с точки зрения стратегии и тактики ведения дела в суде, исключить (поменять факты) в первоначальных пояснениях практически невозможно.

Последствия ошибок могут стоить вам не только штрафа, но и конфискации товара либо выручки за реализованный товар. Надежды на благополучный исход проверки испаряются тогда, когда проверяемый субъект узнает, что дело будет передано в суд, а товар может быть конфискован. При этом, в случае нарушения, прописываемая в законодательстве альтернатива «штраф с конфискацией товара или без» не должна вводить субъекта в заблуждение. Для неприменения конфискации нужны основания. Отметим, что выручка за реализованный товар может быть взята за 3 последних года деятельности предприятия.

Таким образом, забывчивость, нерасторопность либо беспечность при работе с первичными документами — одна из главных причин, за которые можно попасть под действие ч. 4 ст. 12.17 КоАП.

Поэтому прежде чем отлаживать бизнес-процессы, нужно посмотреть, верно ли в вашей компании устроен документооборот.

Полный текст статьи смотрите на probusiness.by.

← Назад

Рубрики

  • Антимонопольные новости
  • Арбитражный Суд
  • Корпоративное управление
  • Мероприятия
  • Новости компании
  • Персональные данные
  • Экспертное мнение

Свежие публикации

  • Займы по новым правилам
  • Неочевидные и дорогостоящие риски применения 33 статьи Налогового Кодекса
  • Электронное правосудие и чем оно будет удобно участвующим в деле
  • Неочевидные и дорогостоящие риски применения 33 статьи Налогового Кодекса
  • Агентский договор с Россией: правовые риски для бизнеса Беларуси
  • «О совершенствовании регулирования потребительского рынка»
  • Неочевидные и дорогостоящие риски применения 33 статьи Налогового Кодекса
  • Заочное производство – экономия времени рассмотрения дела в суде или борьба с недобросовестными ответчиками?
ООО «Степановский, Папакуль и партнёры.
Юридические услуги»
УНП: 193588385
Специальное разрешение (лицензия) №02240/2982
выдано Министерством юстиции РБ 14.09.2021
  • Ограничение ответственности
  • Политика конфиденциальности
  • Политика конфиденциальности уполномоченного лица
Скачать презентацию о компании
Юридический адрес:
Минск | Республика Беларусь
ул. Куйбышева 16 (вход с ул. Киселева 21) | 220029
Тел.: +375 (17) 269 55 00
Факс: +375 (17) 204 86 72
Моб.: +375 (29) 340 44 83 | +375 (33) 300 44 83
E-mail: info@spplaw.by
Платежные системы
Подписаться на новости
© 2011 - 2025. Все права защищены. All rights reserved.