SP&P SP&P SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Арбитражный Суд
    • Корпоративное управление
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
SP&P SP&P
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • Антимонопольные новости
    • Арбитражный Суд
    • Корпоративное управление
    • Мероприятия
    • Новости компании
    • Персональные данные
    • Экспертное мнение
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
Фев 12
Foreigner_employment

Легко ли трудоустроить иностранца?

  • 12.02.2016
  • Экспертное мнение

Ситуация на рынке труда очень сложная и не только в Беларуси, но и у наших соседей. Реальная безработица растет. В течение 8 месяцев 2015 года в органы по труду, занятости и социальной защите за содействием в трудоустройстве обратилось около 177 тыс. человек. При этом на середину осени 2015  безработными были зарегистрированы почти 44 тыс. человек, что в 2 раза больше, чем в 2014 году.

Количество мигрантов также растет. Основной приток — из стран СНГ, в том числе России, Казахстана, Украины. Только за 6 месяцев 2015 года в Беларуси было зарегистрировано около 70 тыс. иностранцев, из них почти 30 тысяч временно проживают в нашей стране, а значит — работают или ищут работу.

В этой ситуации государство принимает жесткие меры по ограничению трудоустройства иностранцев, не имеющих вида на жительство, в белорусские организации, в представительства иностранных компаний. Так, в январе 2016 года внесены изменения и дополнения в Закон Республики Беларусь «О внешней трудовой миграции» (далее – Закон о трудовой миграции), которые вступят в силу с 16 июля 2016 года.

Что нужно учитывать нанимателям? Отвечает Оксана Пучковская, адвокат адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры».

Во-первых, законодатель установил многоступенчатый барьер для массового привлечения работников-иностранцев.

  • Изначально наниматель обязан подать информацию о вакантной должности в комитет по труду и социальной защите соответствующего исполкома (областного или Минского городского) (далее – комитет по труду). Практика такова, что подать такую информацию нужно даже в том случае, если данная вакансия реально отсутствует, но наниматель уже планирует принять на работу иностранца. В противном случае получить все необходимые разрешительные документы на трудоустройство иностранца будет невозможно.

Далее нанимателю необходимо обратиться в органы по гражданству и миграции соответствующего исполкома (областного или Минского городского) за выдачей Специального разрешения на право занятия трудовой деятельностью в Республике Беларусь (далее – Спецразрешение) на каждого иностранца – претендента на работу.

Спецразрешение выдается только при наличии положительного Заключения о возможности осуществления иностранцем, не имеющим разрешений на постоянное проживание в Республике Беларусь, трудовой деятельности по трудовому договору в Республике Беларусь (если у милиции нет иных оснований для отказа в выдаче Спецразрешения). Данное Заключение выдается комитетом по труду.

  • Если наниматель предполагает, что количество работающих иностранцев может достигнуть 10 и более человек, то он обязан получить Разрешение на привлечения иностранной рабочей силы в Республику Беларусь (далее — Разрешение). Данное Разрешение выдается Департаментом по гражданству и миграции МВД.

Впервые в новой редакции Закона о трудовой миграции указано, что в число 10 иностранцев не включаются высококвалифицированные работники и руководитель организации, но только тот, кто одновременно является собственником данной организации, ее учредителем или участником. О том, кого законодатель считает «высококвалифицированным работником» опишу ниже.

Разрешение выдадут только в том случае, если комитет по труду даст положительное Заключение о возможности привлечения в Республику Беларусь иностранцев, для осуществления трудовой деятельности на ее территории (если у милиции не будет иных оснований для отказа в выдаче Разрешения). Ранее такое Заключение Департаменту по гражданству и миграции не требовалось.

Совершенно очевидно, что комитет по труду массово не будет выдавать положительные Заключения. Полагаю, что большинство запросов на выдачу Спецразрешений и Разрешений будут блокироваться, именно, комитетом по труду.

Данное предположение подтверждается статистикой. Уже в 2015 году количество специальных разрешений по сравнению с 2014 г. снизилось на 21%. При этом выросло количество отказов в привлечении иностранной рабочей силы.

Уже сегодня данный орган проверяет: подана ли нанимателем информация в комитет по труду о вакансиях, на которые приглашаются иностранцы;  имеются ли белорусские претенденты на занятие этих вакансий. С учетом тенденции увеличения безработицы, не исключаю, что комитет по труду будет направлять безработных граждан Беларуси для трудоустройства в организации, которые обратились за выдачей таких Спецразрешений и Разрешений, а потом контролировать их прием на работу.

В такой ситуации перед обращением за Разрешением или Спецразрешением наниматель вынужден будет анализировать рынок труда Беларуси, более тщательно подходить к выбору наименования должности, на которую планируется трудоустроить иностранца и к определению дополнительных квалификационных характеристик для данной должности, которыми не обладают местные претенденты.

Во-вторых, с 16.07.2016 обязанность по получению Спецразрешения на каждого иностранца официально закреплена за нанимателем, а не за иностранцем. При этом наниматель обязан будет выдать иностранному работнику копию Спецразрешения.

Полагаю, данные изменения внесли в связи с тем. что де-юре Спецразрешения должны были получать иностранцы, но де-факто — получали наниматели. При этом иностранцы, покидая Беларусь, зачастую не возвращали Спецразрешения в органы по гражданству и миграции. Привлечь к ответственности отсутствующих лиц было невозможно.

С 16.07.2016, именно наниматель обязан будет возвращать Спецразрешение в органы по гражданству и миграции в течение 5 рабочих дней в следующих случаях, при:

  • прекращении трудового договора с иностранцем;
  • не заключении трудового договора с иностранцем;
  • аннулировании Спецразрешения на конкретного иностранца;
  • истечении срока действия Спецразрешения на конкретного иностранца.

И соответственно, подразделениями по гражданству и миграции будет проще привлечь к административной ответственности по ст. 23.16 КоАП должностное лицо нанимателя за не предоставление документов, т.е. Спецразрешения, в установленный законодательством срок. Данные нарушения могут повлечь предупреждение или штраф в размере от 4 до 20 базовых величин.

В-третьих, наниматель должен учитывать, что впервые законодатель предоставляет возможность продлять срок действия полученных Спецразрешений еще на один срок. Пока не ясен порядок обращения за продлением. Надеюсь, что процедура продления будет значительно проще процедуры получения разрешительных документов, например, для него не будет требоваться Заключение комитета по труду.

В-четвертных, наниматель изначально должен понимать в каких случаях в выдаче Спецразрешений и Разрешений ему будет отказано. Таких случаев пять:

  • наниматель предоставил подложные, поддельные или недействительные документы;
  • если иностранец осужден в Беларуси за совершение преступления с назначением наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься деятельностью, которой он должен заниматься у нанимателя (например, запрещено занимать руководящие должности и т.д.);
  • если иностранец включен в Список лиц, въезд которых в Республику Беларусь запрещен или нежелателен;
  • если нанимателем нарушалось законодательство Республики Беларусь о внешней трудовой миграции;
  • если комитет по труду выдал отрицательные Заключения (в целях выдачи Спецразрешения или Разрешения).

С 16.07.2016 нанимателю может быть отказано в выдаче Спецразрешений и Разрешений и по дополнительным основаниям. Так, в выдаче Спецразрешений и Разрешений может быть отказано:

  • если иностранцы, привлекаемые для осуществления трудовой деятельности в Республике Беларусь, являются гражданами (подданными) государств, неблагополучных в миграционном отношении. К сожалению, в открытом доступе отсутствует информация о благоприятных или неблагоприятных в миграционном отношении странах;
  • в интересах национальной безопасности Республики Беларусь, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод граждан Республики Беларусь и других лиц. Данное основание законодателем не разъясняется. По этой причине могут быть аннулированы уже выданные Разрешения и Спецразрешения. Более того, о причинах отказа/аннулирования по этому основанию наниматель никогда не узнает, т.к. все документы носят секретный характер. Об этом свидетельствует практика решений органов внутренних дел об отказе иностранцам в выдаче разрешений на временное/постоянное проживание, об аннулировании таких разрешений.

Кроме того, в выдаче Спецразрешения может быть отказано, а выданное может быть аннулировано, в случае, если  иностранец во время своего пребывания в Республике Беларусь неоднократно (5 и более раз) в течение одного календарного года привлекался к административной ответственности и не истек срок, по окончании которого он считается не подвергавшимся административному взысканию.

В-пятых, большинство иностранцев, как раньше, смогут работать только при наличии Спецразрешения, в том числе те иностранцы, кто приглашается на должность руководителя организации (директора, генерального директора), высококвалифицированные работники.

Законодатель впервые разъяснил, кого следует относить к «высококвалифицированным работникам» и установил 3 обязательных критерия для этой категории, а именно:

  • иностранец должен иметь высокий уровень профессиональных знаний, умений и навыков, подтвержденных документами об образовании (например, документами о высшем образовании, об ученой степени. Не ясно, будут ли учитываться документы о средне-специальном или профессионально-техническом образовании);
  • иностранец должен иметь стаж работы по специальности не менее 5 лет (не ясно, как подтверждать стаж работы, ведь в абсолютном большинстве стран отсутствует трудовая книжка, по которой можно просчитать стаж);
  • в трудовом договоре с иностранцем должна быть указана месячная заработная плата в размере не менее 15-кратной величины месячной минимальной заработной платы, установленной в Республике Беларусь (на январь 2016 года – минимальная зарплата составляет 2 180 058 рублей, т.е. не менее 32 700 870 рублей  (чуть больше 1 500 $) = 2 180 058 х 15).

Но есть исключения из этого правила, например не требуется получать Спецразрешение для трудоустройства:

  • иностранцев руководителями представительств иностранных организаций;
  • гражданам государств-членов ЕАЭС (РФ, Казахстан, Армения);
  • иностранцам, получающим высшее образование в ВУЗах Республики Беларусь и трудоустраивающимся по получаемой специальности;
  • иностранцам, получившим высшее образование в ВУЗах Республики Беларусь и трудоустраивающимся по полученной специальности и присвоенной квалификации в течение 1 года после окончания ВУЗа.

В-шестых, наниматель обязан в месячный срок зарегистрировать в органах по гражданству и миграции не только трудовые договоры, но и все дополнительные соглашения к ним.

Трудовой договор, заключаемый на территории Республики Беларусь с иностранцем должен полностью соответствовать требованиям белорусского законодательства и заключаться на русском или белорусском языке, а также на родном языке иностранца, если государственные языки Республики Беларусь для него не являются родными или непонятными.

Срок действия трудового договора, заключенного в Беларуси, не должен превышать срока действия Спецразрешений. Полагаю, что с иностранцем необходимо будет заключать срочные трудовые договоры, а не контракты.

Однако с иностранцами, которые трудоустраиваются в представительство иностранной организации, трудовой договор может заключаться в иностранном государстве, где зарегистрирована сама иностранная организация. Данный трудовой договор будет подчиняться законодательству этого иностранного государства.

При этом работать в представительстве иностранной организации они смогут только при наличии Спецразрешения, а общее количество иностранцев, работающих в представительстве не может быть более 5 человек.

Нужно знать!

За нарушение законодательства о трудовой миграции  предусмотрена административная ответственность нанимателя по ч. 4 ст. 23.55 КоАП , которая влечет предупреждение или штрафа в размере до 20 базовых величин на должностное лицо нанимателя. При повторном нарушении требований законодательства о трудоустройстве иностранца должностному лицу придется заплатить до 30 базовых величин.

Иностранец также понесет административную ответственность за нарушение порядка осуществления трудовой деятельности (без Спецразрешения, трудового договора) по ч.1 ст. 23.55 КоАП. Иностранец может быть предупрежден или на него будет наложен штраф в размере до 50 базовых величин или депортирован. Если иностранец повторно нарушит законодательство о трудовой миграции в течение 1 года после привлечения к административной ответственности за такие же нарушения, то в этом случае ему грозит штраф в размере от 10 до 100 базовых величин с депортацией или без депортации или депортацию. Как показывает практика, органы внутренних дел в настоящее время не скупятся на взыскания. Последнее время, часто сразу же принимают решение о депортации иностранцев.

← Назад

Рубрики

  • Антимонопольные новости
  • Арбитражный Суд
  • Корпоративное управление
  • Мероприятия
  • Новости компании
  • Персональные данные
  • Экспертное мнение

Свежие публикации

  • Займы по новым правилам
  • Неочевидные и дорогостоящие риски применения 33 статьи Налогового Кодекса
  • Электронное правосудие и чем оно будет удобно участвующим в деле
  • Неочевидные и дорогостоящие риски применения 33 статьи Налогового Кодекса
  • Агентский договор с Россией: правовые риски для бизнеса Беларуси
  • «О совершенствовании регулирования потребительского рынка»
  • Неочевидные и дорогостоящие риски применения 33 статьи Налогового Кодекса
  • Заочное производство – экономия времени рассмотрения дела в суде или борьба с недобросовестными ответчиками?
ООО «Степановский, Папакуль и партнёры.
Юридические услуги»
УНП: 193588385
Специальное разрешение (лицензия) №02240/2982
выдано Министерством юстиции РБ 14.09.2021
  • Ограничение ответственности
  • Политика конфиденциальности
  • Политика конфиденциальности уполномоченного лица
Скачать презентацию о компании
Юридический адрес:
Минск | Республика Беларусь
ул. Куйбышева 16 (вход с ул. Киселева 21) | 220029
Тел.: +375 (17) 269 55 00
Факс: +375 (17) 204 86 72
Моб.: +375 (29) 340 44 83 | +375 (33) 300 44 83
E-mail: info@spplaw.by
Платежные системы
Подписаться на новости
© 2011 - 2025. Все права защищены. All rights reserved.