Так, на прошлой неделе в редакцию написал письмо руководитель проекта vitriny.by , который поделился своей ситуацией, сложившейся около псевдоконкурсов в Instagram.
Проблема описана следующим образом:
«Сейчас в Instagram гуляют псевдоконкурсы. «Первые 5000 подписчиков получат любую вещь до 300 000 бел.руб. бесплатно…» — это подпись к аккаунту якобы магазина «Твое» (@tvoe_by). Аналогичные акции разлетелись по всей социальной сети похлеще вирусной инфекции. Жертвами мошенников стали добрые имена популярных магазинов «Colin’s» (@colins_by), «LCWaikiki» (@lcwaikikiru @lcwaikikiby), «Terranova» (@terranova_by) и «Mango» (@mangocomru и @mango_ru). Люди действительно ведутся на этот откровенный развод и самые наглые уже начали доказывать свою правоту с пеной у рта в магазинах. Еще чуть-чуть и дело дойдет до драки! Наш сайт и офис тоже завалили комментариями и звонками недовольные люди, поскольку ссылка на сайт vitrini.by указывается в профиле некоторых фейковых страниц по непонятным нам причинам. Мы поговорили с руководителями магазинов, которые берутся за голову от того, какой наплыв «халявщиков» в магазине».
Marketing.by обратился за комментарием к Хаданович Надежде, юристу-практику в сфере рекламы Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры », чтобы разобраться в ситуации.
Не все SMM-активности являются законными с точки зрения белорусского законодательства. В частности, все рекламные игры с розыгрышем призов в соцсетях — незаконные. При этом зачастую достаточно сложно отличить рекламную игру от рекламной акции.
Акция будет отличаться от игры тем, что одинаковые призы (подарки) получают все участники, выполнившие условия мероприятия, без ограничения по количеству участвующих. Акции обычно ограничены по времени проведения (например, «каждая девушка, которая 8-го марта придет в магазин, получит скидку 10%»).
ТО ЕСТЬ МЕРОПРИЯТИЕ ВРОДЕ «ПЕРВЫЕ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ПОДПИСЧИКОВ ПОЛУЧАТ ЛЮБУЮ ВЕЩЬ БЕСПЛАТНО» — ЭТО НЕЗАКОННЫЙ РОЗЫГРЫШ, КОТОРЫЙ НЕ СООТВЕТСТВУЕТ ТРЕБОВАНИЯМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
Более того, владельцем аккаунта может в принципе быть не компания-продавец, а третье лицо, которое использует фотографии товара, интерьера магазинов, зарегистрированный товарный знак и иные рекламные материалы, в том числе, иногда и незаконно использует. Такие аккаунты могут изначально создаваться исключительно с целью собрать определенное число подписчиков, «раскрутить» аккаунт, чтобы затем, к примеру, его продать (в Интернете есть специализированные сайты и группы в соцсетях, которые занимаются продажей аккаунтов).
При участии в рекламных мероприятиях, проводимых в Instagram, рекомендуем обращать внимание на следующие факторы:
1. Как указан сайт компании-продавца, проводящего SMM-мероприятие. Если указан не собственный сайт, а страница на сайте стороннего портала (например, на сайте торгового центра или специализированного портала — каталога вида http://www.skala-center.by/rus/shops/magaziny/lcwaikiki или http://lc-waikiki.vitrini.by/, http://popshop.by/tvoe), то, скорее всего, мероприятие проводится не самим продавцом.
2. Проверить на сайте компании продавца (если он имеется), проводится ли такое рекламное мероприятие в принципе. Например, такие бренды, как Mango, Jennyfer, Mexx, Promod, Women’secret, GerryWeber, Jack&Jones, Vero Moda, Springfield, Diesel, Hugo Boss, Accessorize в Беларуси представляет группа компаний FASHION HOUSE (сайт компании fh.by/, на сайте есть специальный раздел «СКИДКИ И АКЦИИ»: fh.by/sales/akcii/all/), на сайте которой можно узнать информацию обо всех текущих акциях и сроках их проведения.
3. Внимательно изучите условия участия: если по условиям предоставляется любая вещь бесплатно, при этом необходимо только сделать репост (скриншот) и подписаться на аккаунт и/или отметить владельца аккаунта в своей публикации, то, скорее всего, мероприятие проводится не самим продавцом. При проведении акций, как правило, предоставляются скидки на товары (второй/третий товар в чеке предоставляется бесплатно), однако отдельный товар не предоставляется бесплатно без приобретения других товаров. Механика типа дорогостоящий (средний по стоимости) товар в подарок характерна, в первую очередь, для рекламных игр либо специализированных конкурсов, требующих выполнить определенное задание, чтобы получить приз (например, сделать фотографию, которую будет оценивать жюри).
Самый простой способ проверить, действительно ли проходит такое рекламное мероприятие — позвонить в магазин компании-продавца и узнать, является ли он организатором мероприятия в Instagram.
При обнаружении подозрительного рекламного мероприятия в социальной сети, включая Instagram, можно обратиться в Министерство торговли Республики Беларусь или его территориальные органы с заявлением, касательно правомерности проведения такого мероприятия.
4. Нарушитель может быть привлечен, в частности, к административной ответственности за проведение рекламной игры с нарушением требований, предусмотренных законодательством (штраф на индивидуального предпринимателя в размере от 10 до 200 базовых величин, а на юридическое лицо — от 20 до 500 базовых величин).

