Автор:
Елена Шелег, помощник адвоката
4 января был подписан Закон Республики Беларусь № 82-З «Об изменении законов по вопросам рекламы». Среди прочего, данным документом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе» (далее – Закон о рекламе). Изменения вступят в силу 8 июля 2021 г. (т.е. через шесть месяцев после официального опубликования 7 января 2021 г.).
Среди нововведений можно выделить следующие:
- Введены понятия «нетабачное никотиносодержащее изделие», «средство рекламы».
- Исключено требование об изготовлении рекламы товаров, производимых в Республике Беларусь, только с привлечением организаций и (или) граждан Республики Беларусь.
- Расширены случаи использования иностранного языка в рекламе. Так, иностранный язык разрешается использовать в рекламе культурных, спортивных, спортивно-массовых, туристических мероприятий, соревнований, конкурсов, наград, команд спортсменов, имеющих названия на иностранном языке.
- Установлена обязанность рекламодателя по первому требованию собственника или иного законного владельца почтового ящика прекратить распространение рекламы в этот ящик.
- Введен запрет на рекламу в продукции иностранных телевизионных СМИ без изменения формы или содержания, за исключением продукции иностранного телевизионного СМИ, учредителем редакции которого является Республика Беларусь совместно с иностранным государством (иностранными государствами); рекламы, являющейся неотъемлемой частью этой передачи; социальной рекламы, качество которой признано Межведомственным советом по рекламе надлежащим; рекламы, размещаемой в месте события, транслируемого в прямом эфире или в записи; размещаемой в телевизионных СМИ рекламы таких СМИ и передач данных СМИ.
- Установлена форма получения согласия абонента на распространение в его адрес рекламы с использованием электросвязи — письменная форма путем составления текстового документа, включая документ в электронном виде (в том числе электронный документ), а также уточнены требования к получению согласия абонента на получение такой рекламы при подписании договора об оказании соответствующих услуг.
- Расширен объем медицинской рекламы, не подлежащей согласованию с Министерством здравоохранения. В частности, не требуется получение согласования для:
- медицинской рекламы, размещаемой в местах осуществления медицинской деятельности либо в сети Интернет на сайтах организаций или ИП, осуществляющих медицинскую деятельность, производителей лекарственных препаратов, медицинских изделий;
- рекламы работ и (или) услуг, составляющих медицинскую деятельность, содержащую исключительно наименования этих работ и (или) услуг, их цену, место нахождения или место жительства, контактные данные (номера контактных телефонов и (или) доменные имена сайтов в сети Интернет) организаций или ИП, осуществляющих медицинскую деятельность, их эмблемы и (или) иную символику, обязательную к размещению в рекламе информацию, товарные знаки и (или) знаки обслуживания, используемые для обозначения этих работ и (или) услуг;
- рекламы, содержащей исключительно торговые наименования и (или) международные непатентованные наименования лекарственных препаратов, медицинских изделий, их цену, наименования, место нахождения или место жительства, контактные данные их производителей, продавцов, в том числе поставщиков, обязательную к размещению в рекламе информацию, товарные знаки и (или) знаки обслуживания, используемые для обозначения этих лекарственных препаратов, медицинских изделий, изображение лекарственных препаратов, медицинских изделий и (или) их потребительской упаковки.
- Уточнено, что указание скидок в медицинской рекламе и рекламе БАДов не подпадает под запрет на использование в рекламе таких объектов указания на возможность использования любых форм материального поощрения.
- Уточнены требования к содержанию рекламы о трудоустройстве и учебе граждан за пределами Республики Беларусь.
- Уточнены требования к рекламе банковских услуг, регламентированы требования к рекламе микрофинансовых организаций, деятельности на внебиржевом рынке Forex, акционерного инвестиционного фонда (его управляющей организации).
- Введен запрет на рекламу:
- ритуальных услуг, распространяемую посредством почтовых ящиков и электросвязи, за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) в печатных СМИ;
- медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности (абортам);
- нетабачных никотиносодержащих изделий, жидкостей для электронных систем курения, за исключением рекламы, размещаемой (распространяемой) на сайтах их производителей и импортеров в сети Интернет.
- Определен объем ответственности рекламодателя, рекламопроизводителя, рекламораспространителя за нарушение законодательства о рекламе.
Таким образом, ряд изменений, внесенных в Закон о рекламе, исключают ранее существовавшие барьеры при осуществлении рекламной деятельности, уточняют требования к рекламе некоторых видов деятельности, а также приводят Закон о рекламе в соответствие с иными законодательными актами, содержащими положения о рекламе.

