Автор Ирина Аноп
На наш взгляд, специфика института корпоративного управления и его внедрения в нашей стране в том, что происходит этот процесс медленно и требует большой просветительской работы.
Это происходит, потому что есть определенные барьеры.
Исследования свидетельствуют о том, что барьеры при внедрении корпоративного управления есть как в государственных, так и в частных компаниях.
Барьеры в компаниях могут отличаться, к общим же барьерам можно отнести:
- отсутствие компетентных членов наблюдательных советов (Наблюдательный совет формируется из специалистов компании, отрасли, но это также могут быть независимые члены – экономисты, юристы, аудиторы); одна цель – знать понять, как работает конкретная компания, применять свои знания и опыт, принимая взвешенные решения;
- неспособность делегировать полномочия собственника (как государства, так и частного субъекта) другим органам управления;
- «ручное управление» включается в зависимости от разных причин: кризисы, недоверие, законодательство, и, как следствие, решения принимаются только собственником без учета позиции других органов управления.
К специфическим барьерам в зависимости от формы собственности относятся:
- попытка ответить на вопрос: «Зачем нам это нужно, если нет рынка ценных бумаг? Зачем туда надо вкладывать деньги и время?» (для частного бизнеса);
- в целом, отсутствие доверия: к финансовым институтам, возможности привлечения инвестиций, к тому, что не изменятся «правила игры» в ближайшее время (для частного бизнеса);
- тот же вопрос, но со стороны членов наблюдательного совета и менеджмента государственных предприятий: «Зачем я должен быть активным, будучи членом наблюдательного совета, какой в этом мой интерес?».
Большая работа уже проделана. Есть документы, которые можно брать за основу. Но пока собственники компаний не ответят себе на вопросы: «Зачем нам внедрять корпоративное управление? Что оно дает компании и собственнику?», результата не будет.