Автор статьи:
Антон Новицкий, адвокат, руководитель направления
Антимонопольное право и конкуренция
18 мая 2020 года на общественное обсуждение был вынесен проект Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
Постараемся разобраться, ожидают ли нас какие-то серьезные изменения в части ответственности за антимонопольные нарушения.
Прежде всего, проектом КоАП антимонопольные составы предлагается переместить из главы про нарушения в области финансов, рынка ценных бумаг и банковской деятельности в главу, касающуюся нарушений в области предпринимательской деятельности. Хотя данная корректировка является абсолютно оправданной, фактически это исключительно техническая правка, которая не несет каких-либо реальных изменений для субъектов. Основным интересующим нас аспектом при подобных перемещениях являются сроки наложения взыскания (в действующей редакции КоАП сроки, в частности, разнятся в зависимости от того, в какой главе находится состав). В нашем случае, несмотря на корректировку, срок наложения взыскания на ИП и юридических лиц (и их должностных лиц) останется прежним: 3 года с момента совершения и 6 месяцев с момента обнаружения.
Стоит отметить, что проект КоАП скорректирует подход к срокам наложения взыскания на физических лиц. Так, на физических лиц (не ИП, не должностное лицо) не будут распространяться увеличенные сроки наложения взыскания за нарушения в сфере предпринимательской деятельности. Для них будет действовать общее правило: взыскание налагается в течение 2 месяцев с момента совершения, а если нарушение длящееся – в течение 2 месяцев с момента обнаружения или 2 месяцев с момента прекращения (если прекратил до обнаружения). Данная корректировка породит некоторую проблему с таким антимонопольным составом как координация экономической деятельности. Однако, поскольку сам состав является достаточно редким, а участие в нем физического лица и вовсе уникальным (для Беларуси), мы не будем здесь уделять этому вопросу много внимания.
Если вам все же очень интересно или вопрос для вас актуален, кликните ниже:
По действующему КоАП исключения из общего правила по срокам наложения взыскания (два месяца с момента совершения) распространяются и на физических лиц. Иными словами, указанные в основной статье «3 года, 6 месяцев» сейчас действуют и в отношении физического лица (не должностного лица, а простого гражданина. К ним же относится и учредитель юридического лица).Проект КоАП, как отмечено выше, увеличенные сроки наложения взыскания в сфере предпринимательской деятельности не распространяет на физических лиц, которые не являются ИП или должностными лицами. Для них действует общее правило: взыскание налагается в течение 2 месяцев с момента совершения, а если нарушение длящееся – в течение 2 месяцев с момента обнаружения или 2 месяцев с момента прекращения(если прекратил до обнаружения). На первый взгляд все логично – если речь о простом физическом лице, которое и ни ИП, и ни должностное лицо, то незачем для него предусматривать и увеличенные сроки. Однако здесь есть упущение: субъектом координации экономической деятельности может быть и простое физическое лицо, которое формально не является ни ИП, ни должностным лицом. При этом негативный эффект от такого нарушения не зависит от субъектного состава и, следовательно, отдельные категории субъектов не могут и не должны иметь «привилегированные условия» в части сроков наложения взыскания.Два месяца с момента совершения – очень маленький срок: из практики, МАРТ даже не успеет в такой срок установить факт наличия нарушения, не говоря уже о проведении административного процесса. То есть физическое лицо необоснованно избежит административной ответственности.Несколько исправляет ситуацию тот факт, что, как правило, координация является длящимся нарушением. Моментом обнаружения считается (и это фактически подтверждено судом) дата установления МАРТом факта наличия антимонопольного нарушения. Т.е. после установления факта нарушения, у компетентных органов есть еще 2 месяца на привлечение виновного физического лица к ответственности. Однако, если физическое лицо прекратит координацию до установления факта МАРТом (а это процесс долгий), то шансы на привлечение субъекта к ответственности сводятся к нулю.
Единственное важное для антимонопольного регулирования нововведение проекта КоАП также касается физических лиц.
Статья, предусматривающая ответственность за непредставление информации антимонопольному органу и неисполнение предписания антимонопольного органа (в действующем КоАП ст.11.24, в проекте КоАП – ст. 13.31), теперь распространяется также и на обычных физических лиц. В настоящее время ответственность за такие нарушения применяется только к должностным лицам юридических лиц и ИП. Таким образом, со вступлением в силу нового КоАП гражданам (в том числе и учредителям компаний, которые формально не являются должностными лицами) стоит внимательнее относиться к письмам со стороны МАРТ, т.к. игнорирование их требований может привести к наложению штрафа от 20 до 100 базовых величин.
Каких-либо иных значительных изменений в вопросы антимонопольного регулирования проект КоАП не внес. В частности, все также не обеспечена административной ответственностью ст. 24 Антимонопольного закона. Ряд иных проблемных вопросов также не был урегулирован.
В силе остались и условия об административной ответственности ИП и юридического лица (ст. 4.8. действующего КоАП, ст. 4.6 проекта КоАП) – для привлечения к ответственности за антимонопольные нарушения все еще нужно наличие определенных дополнительных условий (в частности, причинение вреда охраняемым КоАП интересам в размере 40 базовых величин). Однако не стоит особо полагаться на данный нюанс – как показывает практика, суд достаточно лояльно относится к расчетам вреда, производимым антимонопольным органом. Учитывая это, а также понимая, что штрафы за нарушение отдельных антимонопольных запретов все еще достаточно высокие (до 10% от годовой выручки), не стоит надеяться на какие-то послабления со вступлением в силу нового КоАП и подумать об антимонопольных рисках уже сейчас.