SPP SPP SPP SPP
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • COVID-19 — что надо знать
    • Новости компании
    • Экспертное мнение
    • Мероприятия
    • Антимонопольные новости
    • Видео
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
SPP SPP
  • О нас
    • Наша команда
    • Наши специализации
    • Международное признание
  • Собственникам бизнеса
    • Создание бизнеса
    • Отношения с бизнес-партнерами
    • Приобретение активов и иные инвестиции
    • Личная безопасность
    • Семья и бизнес
    • Разрешение конфликтных ситуаций
    • Ликвидация бизнеса
  • Белорусским компаниям
    • Создание бизнеса
    • Приобретение и сохранение бизнес-активов
    • Текущая деятельность и развитие
    • Конфликты
  • Коллегам и партнерам
  • Иностранному бизнесу
    • Выход на рынок Республики Беларусь
    • Конфликты
  • Блог
    • COVID-19 — что надо знать
    • Новости компании
    • Экспертное мнение
    • Мероприятия
    • Антимонопольные новости
    • Видео
  • Контакты
  • Русский
  • Беларуская мова
  • English
Янв 13
Изменения в НК с 01.01.21

Изменения в Налоговом законодательстве — не опять, а снова. На что обратить внимание бизнесу

  • 13.01.2021
  • Экспертное мнение

Автор: Ольга Ленкевич

1 января 2021 г. опубликован Закон Республики Беларусь от 29 декабря 2020 г. № 72-З «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь».

Принятые изменения касаются как физических лиц, так и малого и среднего бизнеса, самозанятых граждан. Предполагается, что данные новшества приняты с целью стимулирования деловой активности и инвестиционной привлекательности, упрощения налогового администрирования. Ниже рассмотрим некоторые из них.

Общие положения:

  • Статья 31 НК дополнена термином «передача имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности». Передачей имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности признаются:
    1. передача таких прав правообладателем полностью или частично другому лицу по договору, предусматривающему передачу (уступку) исключительных прав на такие объекты;
    2. предоставление правообладателем (лицензиаром) другому лицу (лицензиату) либо лицензиатом сублицензиату разрешения использовать соответствующий объект интеллектуальной собственности.
  • Для иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Республики Беларусь, уточнен состав работ, услуг, признаваемых как осуществление строительной деятельности. К ним добавлены монтаж объектов и иные работы (услуги), относящиеся к строительной деятельности.
  • Для иностранных организаций, осуществляющих строительную деятельность и не состоящих на учете в налоговых органах Республики Беларусь, установлено, что при превышении 180-дневного периода непрерывной деятельности на территории Республики Беларусь необходимо стать на учет и исчислять НДС начиная с месяца, на который приходится наиболее ранняя из дат:
    • день, следующий за днем постановки на учет в налоговом органе Республики Беларусь в соответствии с частью третьей подпункта 1.5 статьи 70 НК;
    • день, следующий за днем истечения периода, установленного пунктами 3 и 4 статьи 180 НК.
  • Закреплена норма о возможности проведения дополнительной камеральной проверки. Она проводится:
    1.  для подтверждения обоснованности доводов, изложенных в возражениях по акту камеральной проверки либо в жалобе на решение по акту камеральной проверки;
    2.  при получении после вынесения решения по акту камеральной проверки информации от налоговых органов других государств, государственных органов и иных организаций, в том числе по направленным в их адрес запросам.
  • Установлена взаимосогласительная процедура, когда заявитель считает, что действия компетентных органов одного или обоих государств приводят либо приведут к налогообложению, не соответствующему положениям международного договора (ст. 105-1 НК).
  • Внесены изменения в порядок контроля за трансфертным ценообразованием, такие, например, как:
    • увеличено количество сделок, которые не подлежат контролю соответствия рыночным ценам. Теперь не подлежат контролю сделки,заключенные организациями Республики Беларусь с владельцами международных систем платежных расчетов с использованием банковских платежных карточек VISA, MasterCard, American Express, зарегистрированными в оффшорных зонах;
    • уточнено, что информирование налоговых органов об анализируемых сделках путем внесения сведений в электронный счет-фактуру осуществляют только плательщики налога на прибыль;
    • изменен порядок определения диапазона рыночных цен и диапазона рыночных показателей рентабельности. С 1 января 2021 г. определение указанных диапазонов осуществляется исходя из квартилей;
    • предоставлена возможность использовать национальные классификаторы видов деятельности иностранного государства (при определении организаций с сопоставимой деятельностью);
    • предоставлено право использовать для определения рыночных показателей рентабельности сведения организаций государств – членов ЕАЭС, а при их отсутствии – иных иностранных организаций;
    • увеличено количество сделок, по которым не составляется документация, подтверждающая экономическую обоснованность примененной цены. К таким сделкам теперь относятся сделки по реализации товаров (работ,услуг), имущественных прав, если прибыль, полученная от такой реализации, освобождена от налога на прибыль, а также в случае, если цена сделки (сумма цен сделок) с одним контрагентом в календарном году составляет не более 10 % от суммы, определенной подпунктом 3.1 пункта 3 статьи 88 НК (соответственно, 40 000 бел. руб. для организаций – не крупных плательщиков и 200 000 бел. руб. для организаций – крупных плательщиков) и которые не могут быть сгруппированы по признаку однородности сделок.

НДС:

  • Закреплен порядок определения момента фактической реализации в целях исчисления НДС по завершению этапа работ (услуг), а не по факту завершения всего комплекса работ (услуг).
  • Дополнена норма, определяющая налоговую базу НДС при реализации по договору финансовой аренды (лизинга) транспортных средств, приобретенных у физических лиц. Налоговая база в части контрактной стоимости такого предмета лизинга:
    • определяется как разница между его контрактной стоимостью с налогом на добавленную стоимость и инвестиционными расходами лизингодателя на приобретение такого транспортного средства, предназначенного для последующей передачи в качестве предмета лизинга;
    • не корректируется в случае досрочного расторжения по требованию одной из сторон договора финансовой аренды (лизинга), не завершенного выкупом предмета лизинга.
  • Уточнена норма, определяющая перечень экспортируемых транспортных услуг, облагаемых налогом на добавленную стоимость по ставке в размере ноль (0) процентов. Теперь к ним, в том числе, относятся:
    • транспортно-экспедиционные услуги, которые обязуется выполнить и (или) организовать выполнение экспедитор на основании договора транспортной экспедиции с клиентом (грузоотправителем, грузополучателем или экспедитором – в случае, если экспедитор привлекает другого экспедитора), если такие услуги связаны с организацией и (или) обеспечением международной перевозки грузов одним или несколькими видами транспорта по маршрутам, указанным в абзаце третьем настоящей части.
  • Установлена ставка НДС в размере 10 % при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) при реализации на территории Республики Беларусь лекарственных средств и медицинских изделий (ранее применялось освобождение).
  • Закреплена норма об обложении НДС пеней, штрафов, процентов по коммерческим займам по товарам, реализованным в розничной торговле, по фактической ставке налога (п. 5 ст. 128 НК).

Налог на прибыль:

  • Снижена ставка налога с 10 % до 5 % для прибыли от реализации товаров собственного производства, включенных в перечень высокотехнологичных товаров (п. 3 ст. 184 НК). Перечень таких высокотехнологичных товаров утвержден Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.06.2012 N 574 (ред. от 02.04.2019) «Об утверждении перечня высокотехнологичных товаров Республики Беларусь».
  • Увеличена ставка налога на прибыль до 30 % для операторов сотовой подвижной электросвязи, оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи на территории РБ. Также установлено, что прибыль, полученная форекс-компанией, Национальным форекс-центром от деятельности по совершению операций с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами, облагается налогом на прибыль по ставке в размере 25 %.
  • Сделано уточнение, что прибыль коммерческих микрофинансовых организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученная от микрофинансовой деятельности, облагается налогом на прибыль по ставке в размере 25 %. В предыдущей редакции налогом на прибыль по такой же ставке облагалась прибыль коммерческих организаций, включенных в реестр микрофинансовых организаций, полученная от регулярного предоставления микрозаймов физическим лицам под залог движимого имущества, предназначенного для личного, семейного или домашнего использования.
  • Предоставлено право применять инвестиционный вычет в течение двух лет (ранее- единовременно). Расширен перечень объектов ОС, по которым возможно его применение: основные средства, в том числе приобретаемые по договору финансовой аренды (лизинга), предусматривающему выкуп объекта.
  • Введен новый критерий для признания расходов экономически необоснованными: имущество не передано в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и продолжает использоваться арендодателем (лизингодателем).
  • В состав затрат, учитываемых при налогообложении, включаются расходы на оплату труда, включающие любые начисления физическим лицам, работающим в организациях по трудовым договорам.
  • Отменено ограничение по включению в состав затрат расходов на покупку иностранной валюты в сумме разницы между курсом покупки и официальным курсом Нацбанка на момент покупки в зависимости от целей, на которые приобретается иностранная валюта.
  • Теперь в состав внереализационных доходов и расходов не включаются суммы курсовых разниц, возникающих в связи с получением доходов и осуществлением затрат, не учитываемых при налогообложении согласно законодательству. Также установлено право выбора порядка налогового учета курсовых разниц: ежеквартально или в последнем отчетном периоде соответствующего календарного года.
  • Отменена льгота на прибыль от реализации инновационных товаров (п. 7 ст. 181 НК), высокотехнологичных товаров (п. 8 ст. 181 НК), имущественных прав на результаты научной и научно-технической деятельности (п. 10 ст. 181 НК).

Другое:

  • Закреплены положения, которые устанавливают подоходный налог по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами по договорам (соглашениям), заключенным с иностранной организацией. Налоговая база подоходного налога с физических лиц по операциям с беспоставочными внебиржевыми финансовыми инструментами по договорам (соглашениям), заключенным с иностранной организацией, определяется как денежное выражение доходов, полученных в соответствии с такими договорами (соглашениями), уменьшенных на сумму фактически произведенных и документально подтвержденных расходов.
  • Повышены ставки подоходного налога с доходов физических лиц, полученных по трудовым договорам от резидентов ПВТ и ИП «Великий камень», с 9 % до 13 %.
  • Бессрочно продлено действие льготы по налогу на недвижимость для научных организаций и научно-технологических парков по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, в т.ч. переданным в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование.
  • Исключено ограничение по периоду использования льготы по земельному налогу: освобождение от налога земельных участков научных организаций и научно-технологических парков, а также земельных участков (части земельных участков), на которых расположены капитальные строения (здания, сооружения), их части, переданные этими плательщиками-организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование научным организациям и научно-технологическим паркам (подпункты 1.22 и 1.31 п. 1 ст. 239 НК).
  • Вместо государственной пошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении введен транспортный налог. Плательщиками признаются как организации, так и физические лица, а также лизингополучатели в случае передачи транспортного средства в финансовую аренду (лизинг). Ставки транспортного налога устанавливаются в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства. Суммы транспортного сбора учитываются организациями в составе затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг).
  • Исключена глава 40 НК, определяющая порядок исчисления и уплаты ЕНВД. Организации, являвшиеся в 2020 году плательщиками ЕНВД, в 2021 году применяют общий порядок налогообложения либо УСН при соблюдении критериев валовой выручки и численности работников и отсутствии иных ограничений перехода на применение УСН.

Оставьте комментарий Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

← Назад

Свежие публикации

  • Поздравляем Дмитрия Семашко с назначением на должность Советника Суда ЕАЭС!
  • «НАСЛЕДОВАНИЕ БИЗНЕСА – проблемы и решения» ПРЕZOOMПЦИЯ 28.01
  • Изменения в Налоговом законодательстве — не опять, а снова. На что обратить внимание бизнесу
  • Главные вопросы о договоре аренды в 2021
  • UPD: Принят проект обновленного Налогового кодекса
  • С Новым годом!
  • Антимонопольные риски при проведении закупок: новые тренды
  • Елена Сапего на ITSconf 12.12.20 (ВИДЕО)

Рубрики

  • Новости компании
  • Экспертное мнение
  • Мероприятия
  • Видео
Адвокатское бюро «Степановский, Папакуль и партнёры»
Свидетельство о гос. регистрации от 28.03.2013 года
Номер лицензии 805002503
УНП 805002503
  • Ограничение ответственности
  • Политика конфиденциальности
Скачать презентацию о компании
Подписаться на новости
Минск | Республика Беларусь
ул. Куйбышева 16 (вход с ул. Киселева 21) | 220029
Тел.: +375 (17) 269 55 00
Факс: +375 (17) 204 86 72
Моб.: +375 (29) 340 44 83 | +375 (33) 300 44 83
E-mail: info@spplaw.by
© 2011 - 2021. Все права защищены