Сегодня утром в СМИ имела широкий резонанс новость о том, что Министерство информации Республики Беларусь ограничила доступ к популярному информационному сайту kyky.org

Мы решили проанализировать эту ситуацию с юридической точки зрения.

 

По сообщению TUT.by:

«В соответствии с Законом Республики Беларусь от 17 июля 2008 года ”О средствах массовой информации“ 15 июня 2015 года Министерство информации приняло решение об ограничении доступа к информационному ресурсу www.kyky.org, ввиду размещения информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь (подпункт 1.3 пункта 1 статьи 38 Закона о СМИ)«, — говорится в сообщении Мининформа.

 

Как отмечается в сообщении, в ряде публикаций сетевого издания «содержатся уничижительные высказывания в отношении государственного праздника Республики Беларусь – Дня Победы, граждан страны, в нем участвующих, оспаривается значимость данного события в истории государства, тем самым искажается историческая правда о Великой Отечественной войне». В ведомстве также подчеркнули, что в материалах на сайте www.kyky.org присутствует «табуированная лексика, пренебрежительные, а порой и оскорбительные высказывания в адрес представителей определенных социальных групп, национальностей и религиозных конфессий«.

 

«Данная информация способна нанести вред национальным интересам Республики Беларусь, в частности, достижению сбалансированности политических интересов граждан, общественных объединений и государства, развитию гражданского общества с учетом национальных традиций и особенностей; укреплению духа патриотизма; обеспечению гармоничного развития межнациональных и межконфессиональных отношений (Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, утвержденная Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575)«, — подчеркнули в Министерстве информации.

 

Комментарий

Старший юрист. Специализации: - Реклама и маркетинг - Конкурентное право - Потребительские товары (FMCG) - Фармакология и здравоохранение - Информационные технологии - Разрешение потребительских споров / товарная маркировка

Дарья Альперн-Катковская

 

Закон Республики Беларусь от 17.07.2008 N 427-З «О средствах массовой информации» (Далее – Закон о СМИ) устанавливает основания, при наличии которых может осуществляться ограничение доступа к информационным ресурсам СМИ.

Оснований Законом о СМИ установлено всего три:

— вынесение владельцу информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет, в течение года двух и более письменных предупреждений;

— распространения посредством информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет, запрещенных или ограниченных к распространению информационных сообщений и (или) материалов;

— невыполнения владельцем информационного ресурса (его составной части), размещенного в глобальной компьютерной сети Интернет, законного требования государственного органа об устранении нарушений законодательства Республики Беларусь о средствах массовой информации.

 

Отметим, что в отношении сайта интернет-издания КУКУ не было вынесено письменных предупреждений, полученное в мае 2015 года письмо от Министерства информации Республики Беларусь (аналогичные письма получили более десятка интернет СМИ — Беларуси) также нельзя считать «требованием об устранении нарушений», так как для выполнения требования оно должно быть, как минимум, сформулировано, и в первую очередь, должно быть указано нарушение, которое необходимо устранить.

 

Статья 38 Закона О СМИ устанавливает перечень информации, распространение которой запрещено. В частности, например, запрещается распространение информации, направленной на пропаганду войны, экстремистской деятельности или содержащей призывы к такой деятельности, порнографии, насилия и жестокости, а также другой информации, распространение которой способно нанести вред национальным интересам Республики Беларусь или запрещено настоящим Законом, иными законодательными актами Республики Беларусь.

При этом, понятие «национальных интересов» Законом О СМИ не установлено. Это понятие раскрывает Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, которая в свою очередь утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 09.11.2010 N 575, и значит имеет юридическую силу Указа.

Так, национальные интересы — совокупность потребностей государства по реализации сбалансированных интересов личности, общества и государства, позволяющих обеспечивать конституционные права, свободы, высокое качество жизни граждан, независимость, территориальную целостность, суверенитет и устойчивое развитие Республики Беларусь.

Данное определение весьма широкое, позволяющее лишь понять примерную сферу общественных интересов, на регулирование которых направлена Концепция и иные акты в данной сфере.

При этом, если вести речь о конструкции «нанесение вреда национальным интересам», то в связи с таким специфическим объектом регулирования как «национальные интересы» необходимо определение и перечень нарушений именно со стороны редакции СМИ как каких-либо действий/бездействий, квалифицируемых как вред или имеющих такие последствия.

При этом, Концепция, утвержденная Указом, использует иную правовую формулировку, которой нет в Законе О СМИ – «ущерб национальным интересам». Ниже приведен полный перечень случаев «ущерба национальным интересам». Достаточно сложно усмотреть хоть какое-то из этих действий в деятельности редакции КУКУ. Может, деградация лесов и земель?

 

  • посягательства на независимость, территориальную целостность, суверенитет и конституционный строй Республики Беларусь;
  • навязывание Республике Беларусь политического курса, не отвечающего ее национальным интересам, вмешательство извне во внутриполитические процессы;
  • недостаточная конкурентоспособность экономики Республики Беларусь;
  • снижение уровня благосостояния и качества жизни населения;
  • дестабилизация национальной финансовой и денежно-кредитной систем, потеря стабильности национальной денежной единицы;
  • неспособность возвращать и обслуживать внешний и внутренний долг;
  • невозможность гарантированного обеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами в объемах, обеспечивающих намеченный рост ВВП;
  • потеря внешних рынков, в том числе в результате дискриминации белорусских производителей;
  • отставание в темпах перехода экономики к передовым технологическим укладам от других государств, деградация технологической структуры реального сектора экономики;
  • депопуляция, общее старение нации, снижение темпов рождаемости, ухудшение других основных показателей демографии и здоровья нации;
  • рост преступных и иных противоправных посягательств против личности и собственности, коррупционные проявления;
  • подготовка или осуществление террористических актов на территории либо в воздушном пространстве Республики Беларусь, использование ее территории либо воздушного пространства террористическими организациями и группами против иных государств;
  • проявления социально-политического, религиозного, этнического экстремизма и расовой вражды на территории Республики Беларусь;
  • возникновение в Республике Беларусь беспорядков, сопровождающихся насилием либо угрозой насилия со стороны группы лиц и организаций, в результате которых возникает опасность жизни и здоровью людей, независимости, территориальной целостности, суверенитету и существованию государства;
  • дезорганизация системы государственного управления, создание препятствий функционированию государственных институтов;
  • активизация эмиграционных процессов, рост нерегулируемой иммиграции в страну;
  • нарушение устойчивости системы социальной защиты;
  • рост безработицы, в том числе нерегистрируемой и скрытой;
  • деструктивное информационное воздействие на личность, общество и государственные институты, наносящее ущерб национальным интересам;
  • нарушение функционирования критически важных объектов информатизации;
  • возникновение на территории Республики Беларусь либо вблизи ее границ крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, эпидемий и эпизоотии;
  • недостаточные объемы и низкое качество иностранных инвестиций;
  • снижение научно-технологического и образовательного потенциала до уровня, не способного обеспечить инновационное развитие;
  • незаконное распространение в Беларуси или перемещение через ее территорию оружия массового уничтожения, его компонентов и средств доставки, технологий и оборудования двойного назначения, оружия, боеприпасов, радиоактивных, химических, биологических и других опасных веществ и материалов;
  • утрата значительной частью граждан традиционных нравственных ценностей и ориентиров, попытки разрушения национальных духовно-нравственных традиций и необъективного пересмотра истории, затрагивающие данные ценности и традиции;
  • резкое либо масштабное снижение доверия граждан к основным государственным институтам;
  • целенаправленные посягательства на жизнь, здоровье и свободу белорусских граждан, пребывающих за рубежом;
  • недостаточные масштабы и уровень внедрения передовых информационно-коммуникационных технологий;
  • снижение или потеря конкурентоспособности отечественных информационно-коммуникационных технологий, информационных ресурсов и национального контента;
  • деградация земель, лесов и природных комплексов, истощение минерально-сырьевых, водных и биологических ресурсов;
  • радиоактивное, химическое и биологическое загрязнение почв, земель, вод, недр, растительности и атмосферы.

 

Заодно хочется не забыть отметить наличие в Законе О СМИ статьи 7, установившей недопустимость незаконного ограничения свободы массовой информации, например путем вмешательства в сферу профессиональной самостоятельности юридического лица, на которое возложены функции редакции средства массовой информации, либо приостановлением или прекращении выпуска средства массовой информации с нарушением требований настоящего Закона, иных актов законодательства Республики Беларусь.

 

Если попробовать вернуться в правовое русло, то можно сказать, что у Министерства информации по состоянию на 15 июня 2015 г. есть к редакции КУКУ претензии по конкретным нарушениям.

Так вот согласно ст.51 Закона, Мининформ должен был направить КУКУ требование об устранении конкретных нарушений. И только в случае невыполнения редакцией КУКУ, как указывает ст.51-1 Закона О СМИ, в указанный срок, Министерство, не позднее, чем в 3-месячный срок может ограничить доступ к сайту.

 

Кроме того, при «отключении сайта», принятии каких-то иных решений, заинтересованное лицо должно получить официальное решение государственного органа об этом. Так, подобные решения и действия (бездействия) органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренной гл. 29 ГПК (если нарушены права граждан действиями государственных органов) или главы 25 ХПК. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или гражданин, а также прокурор вправе подать в суд, рассматривающий экономические дела, заявления о признании недействительным ненормативного правового акта государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа, который не соответствует законодательству и которым нарушаются права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или граждан, либо об обжаловании действий (бездействия) государственного органа, органа местного управления и самоуправления, иного органа или должностного лица, если считают, что нарушены права и законные интересы юридического лица, индивидуального предпринимателя или гражданина в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также что оспариваемый ненормативный правовой акт, обжалуемые действия (бездействие) противоречат законодательному или иному нормативному правовому акту.

 

Так как на данный момент редакцией КУКУ ненормативный акт Минифрма не получен (хотя в соответствии с инструкцией ОАЦ решение направляется в течение 3 дней), то обжаловать можно лишь само действие по ограничению доступа к сайту, а также принятие решений вопреки ст.51-1 Закона О СМИ.